Articles

Экипаж как семья: секреты психологического благополучия в морской профессии

Интернет, хорошее питание, комфортное жилье, спортзал, достойная зарплата — считается, что именно эти ключевые факторы делают моряков счастливыми и мотивируют их продолжать работу в море. Однако реальность сложнее. Для тех, кто проводит месяцы в море, ответы могут быть неожиданными и порой грустными.

Да, морякам нужна связь, но речь идет не только об интернете.

Да, моряки хотят быть частью профессиональной команды и находить удовлетворение в работе, но не менее важны доброта и понимание со стороны коллег.

Младший механик с балкера прислал письмо, находясь на якорной стоянке у берегов Западной Африки — "19 дней на якоре, и счетчик продолжает тикать" — и поделился: "Я в море уже пять лет, и за это время испытал немало одиночества, даже депрессию — но научился с этим справляться. Для меня важнее всего характер и отношение каждого члена экипажа. Поэтому я хотел бы посоветовать судоходным компаниям, судовладельцам и кадровым агентствам искать не просто профессионала, а обращать внимание на личностные качества кандидата.

Я верю, что технической стороне работы можно научить практически любого, но не каждый обладает характером и отношением к делу, необходимыми в нашей сфере. Поэтому, пожалуйста, ищите людей, способных с пониманием относиться к тем, с кем они работают на борту".

Этот моряк признался, что не просил о помощи и держал проблемы при себе: "Я просто старался продержаться до списания с судна. Постоянно чем-то себя занимал".

Жизнь нелегка, сказал он: "Но мы должны находить в себе силы справляться с трудностями жизни на борту". Его вывод: несмотря на современные средства связи, морякам часто приходится справляться с проблемами самостоятельно; необходимо повышать осведомленность о проблемах психического здоровья среди моряков; и, главное, нужно учить людей быть добрее и заботиться друг о друге.

Связь во всех смыслах

Отвечая на вопрос "Что действительно важно для моряков?", Даника Мэй Мадела, бывший палубный офицер, а ныне координатор флота в Rederiet Stenersen на Филиппинах, говорит: "Одним словом: связь. Это самое главное для любого моряка. Уверена, что и для любого человека в мире.

Под связью я подразумеваю не только доступ к интернету — это понятие гораздо шире. Связь с домом, с близкими, с коллегами и со своей работой. Моряк, к которому относятся с пониманием, — это довольный моряк. Моряк, которого понимают, — это спокойный и безопасный в работе моряк. И это создает цепную реакцию: моряк, который поддерживает важные для себя связи, захочет делиться этим чувством со всеми, кого встречает. Связь движет миром; связь помогает морякам — да и всем людям — двигаться вперед".

Ознакомившись с комментариями одинокого моряка, Рональд Спитхаут, управляющий директор OneHealth компании VIKAND, предоставляющей превентивные решения в области здравоохранения для морской отрасли, отметил: "Еще 50 000 моряков могли бы написать то же самое. Депрессия — чрезвычайно распространенная проблема".

По его мнению, необходимо изучать условия на судне, чтобы обеспечить лучшее психическое здоровье экипажа: "Огромное значение имеет то, видят ли люди регулярно солнечный свет, дышат ли чистым воздухом, правильно ли питаются, достаточно ли двигаются, хорошо ли спят. При отсутствии этих условий высок риск развития депрессии, тревожности или хронической усталости. Предоставляя наши услуги, мы также даем рекомендации по всем этим аспектам".

По словам Спитхаута, некоторые компании, с которыми он сотрудничает, внедряют инструменты для улучшения общения между моряками. Одно из решений — телеканалы с облегченной передачей данных, предназначенные не для просмотра на личных устройствах, а на общем большом экране.

"Идея в том, чтобы экипаж собирался вместе для просмотра новостей, спорта и других передач, создавая ситуации для общения. Иначе все сидят по каютам, уткнувшись в телефоны", — говорит он.

Формирование командного духа на борту критически важно, добавляет эксперт: "Цифровые технологии должны не только обеспечивать личное пространство, но и объединять людей. Совместные приемы пищи тоже способствуют этому".

Плюсы и минусы связи

Доступ к интернету позволяет морякам оставаться на связи с близкими, но это также может стать источником стресса, отмечает Спитхаут: "Старшее поколение в чем-то было право — они уходили в рейс на полгода и не знали, что происходит дома, заболел ли кто-то или возникли проблемы с учебой детей. Сейчас вы можете позвонить домой и узнать обо всем — но при этом ничего не можете сделать".

"Социальная жизнь приятна, когда ты в ней участвуешь, но не так приятна, когда ты можешь только наблюдать за ней со стороны", — подчеркивает он.

С другой стороны, когда у вас нет доступа к "внешнему миру", вы адаптируетесь и воспринимаете коллег как новую семью: "Вы легче приспосабливаетесь к тому, что имеете".

Конечно, никто не хочет возвращаться к прошлому, но необходимо найти баланс, считает эксперт. Морякам нужен человек, готовый выслушать — и это должна быть профессиональная поддержка, доступная всем. "Обратиться к капитану со своими проблемами — это серьезный барьер. Это может даже стоить работы".

Судоходные компании любят говорить, что их люди — самый ценный актив, но Спитхаут ставит это под сомнение: "Подумайте, никто не будет эксплуатировать технику до поломки, а потом вызывать инженера. Но именно так поступают с людьми. Я спрашиваю судовых менеджеров: разве вы так обращаетесь с двигателем? Почему ваш двигатель редко ломается?

Потому что вы обслуживаете его и своевременно меняете детали. Почему бы не делать то же самое для ваших людей? Регулярно проверяйте их состояние, звоните иногда, спрашивайте, как дела. Нам нужно следить, чтобы люди не страдали ни физически, ни психически. Необходимо профилактическое обслуживание нашего самого важного ресурса".

Размышляя о своем опыте в море, Мадела описывает его как "смесь радости и печали".

"Находясь вдали от близких, в изоляции, порой чувствуешь себя очень одиноко. Однако благодаря команде, особенно при хорошем руководстве, жизнь в море может быть наполненной смыслом", — говорит она. "Ты заводишь новых друзей среди коллег, обретаешь людей, с которыми делишься историями из жизни, на которых можешь положиться и которым сам помогаешь в работе. Это плавучее сообщество с разными людьми — они приезжают из разных стран, с разными культурами, но все вместе работают как единая команда на одном судне".

"Уникальность профессии"

Среди плюсов морской карьеры Мадела отмечает: "Ты становишься особенным. Есть гордость в том, чтобы называть себя моряком. Я верю, что практически каждый может освоить эту профессию, но не каждый готов ею заниматься. Нужно много мужества, чтобы поднять якорь и уйти из дома".

Карьера моряка может приносить удовлетворение и заставляет больше ценить жизнь, добавляет Мадела: "Если говорить практично, это одна из самых высокооплачиваемых профессий в мире, плюс, как гласит клише, ты 'путешествуешь по миру бесплатно'. А когда решишь завершить плавательную карьеру, морская отрасль, будучи огромной, предлагает множество других возможностей".

К минусам она относит длительную разлуку с близкими, чувство изоляции и одиночества, напряженную работу с часто неожиданными рейсовыми заданиями, а также высокий риск аварий и опасностей на борту.

Мадела говорит, что моряки ценят интернет, спортзал, караоке, баскетбол, фильмы и игровые приставки. Среди возможных улучшений она предлагает: "Виртуальное присутствие офисных сотрудников на ежемесячных совещаниях по безопасности было бы полезным. Это позволило бы оперативно решать вопросы, требующие участия берегового персонала. Кроме того, такое присутствие показало бы экипажу, что их ценят, и укрепило бы связь между судном и берегом".

Длительная разлука с близкими всегда была проблемой для моряков, отмечает она: "Но я верю, что это можно решить правильным планированием смен — более короткими контрактами и достаточным отпуском на берегу".

Ирхен Бернард Сабанал Балинис, моряк и журналист, считает важным четкий карьерный рост и доступность компании для связи, когда это необходимо: "Поэтому я выступаю за судоходные компании, крюинговые агентства и их персонал, чтобы они могли лучше помогать своим морякам. Мне нравится термин 'crewingat' — сочетание слов crewing (крюинг) и филиппинского слова ingat — 'береги себя'".

Страхование и требования

Среди других комментариев моряков, с которыми связался журнал The Sea, была просьба об обеспечении страховкой "как у любого сотрудника серьезной компании" и поддержке в случае несчастного случая или травмы. "Морякам нужны квалифицированные юристы для защиты их прав", — сказал один из опрошенных.

Другой отметил, что некоторые жалуются на трудности найма молодых моряков из-за их "космических требований", чего не было у "старых морских волков" в начале карьеры. "Но дело в том, что у нового поколения больше вариантов, куда пойти работать, а не застревать в море", — пояснил моряк.

Он также добавил: "Моряки с большим стажем сами отговаривают своих детей и друзей от морской карьеры. Однако есть надежда, пусть небольшая, если отрасль сможет предстать прогрессивной, а не архаичной".

Что принесет будущее? Стив Янделл, помощник координатора в Секции моряков и внутреннего судоходства ITF, подчеркивает влияние значительного сокращения численности экипажей по сравнению с прошлыми десятилетиями.

"Сейчас на судах гораздо меньше членов экипажа, и при таком напряженном графике работы, когда одни несут вахту, а другие работают в машинном отделении, просто не хватает людей, чтобы собраться вместе", — говорит он. "Экипаж имеет возможность собраться только во время еды, но и тогда не полным составом — часть команды вынуждена оставаться на дежурстве, чтобы поддерживать работу судна".

"Я думаю, это проблема на перспективу, поскольку с автоматизацией мы, вероятно, увидим еще меньшее количество моряков в будущем. Идея иметь два-три человека на борту вместо примерно 23, как сейчас на контейнеровозах, вызывает беспокойство. Большинству людей необходим живой контакт".

Личностные и коммуникативные навыки важны и будут становиться все более значимыми по мере внедрения новых технологий и перехода на альтернативные виды топлива, считает Янделл: "Будущее потребует множества новых навыков. Морякам придется быстрее принимать решения и работать с разными специалистами. Это существенно изменит рабочую среду, поэтому человеческие навыки станут важнее".

ITF продвигает концепцию "справедливого перехода", чтобы вовлечь моряков в процесс создания более экологичной судоходной отрасли. "Компании не могут просто ожидать, что все произойдет само собой. Некоторые новые виды топлива крайне опасны — например, аммиак. Что делается для обеспечения безопасности моряков? Что будет происходить в чрезвычайных ситуациях?"

Отрасль должна улучшить систему подготовки кадров, а не переманивать обученных специалистов друг у друга, добавляет он. Необходимо изменить культуру судовой жизни и инфраструктуру, чтобы привлечь больше женщин в отрасль. На положительной стороне, Янделл отмечает, что имидж отрасли может измениться с появлением новых технологий, что привлечет больше молодежи. Однако молодым людям также нужна уверенность в карьерных перспективах.

Что касается других проблем моряков: "Существует множество вещей, которые люди на берегу воспринимают как должное, но которые недоступны морякам. Профессия моряка нигде не ценится так высоко, как должна. Пандемия COVID-19 на время повысила осведомленность о важности судоходства, но я думаю, что его значимость все еще недостаточно заметна".


seajobs.ru

Дата: 06-04-2025 16:31:14

О сайте

Информационный сайт для моряков и крюинговых компаний. Работа и вакансии в море.