Articles

Моряки на экспорт?

КАК-ТО МИНИСТР ТРАНСПОРТА ИГОРЬ ЛЕВИТИН НА КОНФЕРЕНЦИИ В МОСКВЕ НЕ БЕЗ ГОРДОСТИ ОТМЕТИЛ, ЧТО НАШЕ ОБРАЗОВАНИЕ СТАНОВИТСЯ ЭКСПОРТНОЙ УСЛУГОЙ. С ОДНОЙ СТОРОНЫ, ЭТО ГОВОРИТ О ВЫСОКОМ УРОВНЕ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ, С ДРУГОЙ - ОБ ОТТОКЕ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ МОРЯКОВ НА МЕЖДУНАРОДНЫЙ РЫНОК ТРУДА И СЛАБОЙ СВЯЗИ ВУЗОВ С ОТЕЧЕСТВЕННЫМИ КОМПАНИЯМИ.Перспективы развития отечественного флота, портов, всей инфраструктуры водного транспорта заставляют государство задуматься над обеспечением флота кадрами. Эта тема активно- обсуждается в рамках программы «Санкт-Петербург - морская столица России». По словам начальника орга- низационно-правового управления Федерального агентства морского и речного транспорта России Александра САМСОНОВА, необходимы модернизация вузов, колледжей, техникумов и училищ, укрепление их преподавательского состава, усиление практической направленности в учебном процессе. И конечно - самое тесное вза-имодействие с производством.ЧТО ИМЕЕМВ последнее время Росморречфлот оптимизировал сеть подведомственных учебных заведений, создав 7 вертикально интегрированных образовательных комплексов на базе вузов путем присоединения к ним в качестве филиалов 23 образовательных учреждений среднего профессионального образования, упразднив часть филиалов и представительств. В комплексах сконцентрированы ресурсы для подготовки специалистов всех уровней профессионального образования. Кроме того, вузы отрасли вступили в новую фазу развития - создание учебно-научно- инновационных комплексов на принципах объединения в единый процесс образовательной, научной и производ-ственной деятельности. Вузы получили возможность создавать малые инновационные предприятия, доходы от которых будут идти учебному заведению.Учитывая переход в подготовке, на бакалавриат и магистратуру в 2010 году, изменяется и структура приема в подведомственные вузы. На уровень подготовки дипломированных специалистов прием составит 60% от общего приема, причем большая его часть - это плавсостав судов. Реформирование системы образования ставит перед вузами водного транспорта задачу сохранить квалификацию дипломированного специалиста со сроком подготовки не менее 5 лет для плаватель- ных специальностей, где кроме национальных стандартов должны выполняться требования, жестко регламентированные ПДНВ-78/95.Для подготовки специалистов по экономике и юриспруденции, нехватку которых сейчас испытывает отрасль, Росморречфлот включает разработку и реализацию специ-альных программ в вузах. Они со-держат изучение морского права, права международных организаций, актов в области международной безопасности.КАЧЕСТВО ПРЕПОДАВАНИЯНовые подходы в формировании фонда оплаты труда позволяют сти-мулировать работников профессионального образования к повышению эффективности работы, обеспечивать увеличение заработной платы. В целях поддержания на должном уровне квалификации профессорско-преподавательский состав вузов периодически направляется на суда для работы в штатных командных должностях, а также в качестве руководителей практики курсантов.Основной кадровой проблемой вузов пока остается резкое сокращение количества молодых специалистов, поступающих в аспирантуру и докторантуру и желающих посвятить себя преподавательской работе.ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ПРОИЗВОДСТВОМГлавным в решении этого вопроса, по словам Александра Самсонова-, является целевая контрактная подготовка, которая позволяет наиболее полно удовлетворять требования заказчика к уровню подготовки специалистов, а выпускнику адаптироваться к условиям работы. Представляется целесообразным использовать воз-можности образовательного кредита, применяемого пока в качестве эксперимента. Возврат образовательного кредита заемщиком (выпускником) может осуществляться в процессе его работы в судоходной компании.Но участие работодателей в подготовке кадров плавсостава ограничивается договорами на частичную компенсацию затрат в объемах 5- 7% от требуемой стоимости на подготовку.Причем к взаимодействию на договорных условиях готовы только крупные судоходные компании.Мировой кризис в обеспечении морского флота квалифицированными командными кадрами не миновал и Россию. Хорошо подготовленные вы-пускники отраслевых вузов все чаще находят работу на берегу. А желающие работать в море выбирают иностранные компании. Чтобы выпускник трудоустраивался в российскую судоходную компанию, работодатель должен предоставить лучшие, чем в иностранной судоходной компании, условия работы на судне и более полный социальный пакет. Пока же этого нет.УСИЛЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИПо словам Ивана КОСТЫЛЕВА, президента Государственной морской академии им. адмирала Макарова, в системе морской подготовки общеизвестным является обязательность плава-тельного ценза для соискателей диплома вахтенного офицера. Формально это выполняется. Но в последние годы судовладельцы отмечают снижение практических навыков у выпускников морских учебных заведений. Необходимый плавценз выпускники набирают, но количество дней пребывания на судне не всегда переходит в качество. Возникает парадокс - судовладелец хочет получить хорошего специалиста, а участвовать в решении этой задачи не стремится.Сегодня на международном уровне ставится вопрос, чтобы один из офицеров на борту судна отвечал за работу с практикантами, так что в недалеком будущем флот России могут обязать этим заниматься. Компания INTER- TAN КО, к примеру, выступает с инициативой ввести в международные конвенции обязательность практических мест на судах.Очевидно, что крайне необхо-дим новый учебный флот. Отчасти эту проблему может снять введение единой системы морского образования без деления на транспортный и рыбопромысловый флот. Слияние морской транспортной школы и рыбаков сократит расходы на водном образовании в целом, за счет интег-рации кадровых и материальных ре-сурсов, увеличит возможности ис-пользования производственных судов для организации практики.Подготовила Наталия Ловецкая 
КАК-ТО МИНИСТР ТРАНСПОРТА ИГОРЬ ЛЕВИТИН НА КОНФЕРЕНЦИИ В МОСКВЕ НЕ БЕЗ ГОРДОСТИ ОТМЕТИЛ, ЧТО НАШЕ ОБРАЗОВАНИЕ СТАНОВИТСЯ ЭКСПОРТНОЙ УСЛУГОЙ.
 С ОДНОЙ СТОРОНЫ, ЭТО ГОВОРИТ О ВЫСОКОМ УРОВНЕ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ, С ДРУГОЙ - ОБ ОТТОКЕ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ МОРЯКОВ НА МЕЖДУНАРОДНЫЙ РЫНОК ТРУДА И СЛАБОЙ СВЯЗИ ВУЗОВ С ОТЕЧЕСТВЕННЫМИ КОМПАНИЯМИ.
 
Перспективы развития отечественного флота, портов, всей инфраструктуры водного транспорта заставляют государство задуматься над обеспечением флота кадрами. Эта тема активно- обсуждается в рамках программы «Санкт-Петербург - морская столица России». По словам начальника орга- низационно-правового управления Федерального агентства морского и речного транспорта России Александра САМСОНОВА, необходимы модернизация вузов, колледжей, техникумов и училищ, укрепление их преподавательского состава, усиление практической направленности в учебном процессе. И конечно - самое тесное вза-имодействие с производством.
ЧТО ИМЕЕМ
 
В последнее время Росморречфлот оптимизировал сеть подведомственных учебных заведений, создав 7 вертикально интегрированных образовательных комплексов на базе вузов путем присоединения к ним в качестве филиалов 23 образовательных учреждений среднего профессионального образования, упразднив часть филиалов и представительств. В комплексах сконцентрированы ресурсы для подготовки специалистов всех уровней профессионального образования. Кроме того, вузы отрасли вступили в новую фазу развития - создание учебно-научно- инновационных комплексов на принципах объединения в единый процесс образовательной, научной и производ-ственной деятельности. Вузы получили возможность создавать малые инновационные предприятия, доходы от которых будут идти учебному заведению.
Учитывая переход в подготовке, на бакалавриат и магистратуру в 2010 году, изменяется и структура приема в подведомственные вузы. На уровень подготовки дипломированных специалистов прием составит 60% от общего приема, причем большая его часть - это плавсостав судов. Реформирование системы образования ставит перед вузами водного транспорта задачу сохранить квалификацию дипломированного специалиста со сроком подготовки не менее 5 лет для плаватель- 
ных специальностей, где кроме национальных стандартов должны выполняться требования, жестко регламентированные ПДНВ-78/95.
Для подготовки специалистов по экономике и юриспруденции, нехватку которых сейчас испытывает отрасль, Росморречфлот включает разработку и реализацию специ-альных программ в вузах. Они со-держат изучение морского права, права международных организаций, актов в области международной безопасности.
КАЧЕСТВО ПРЕПОДАВАНИЯ
 
Новые подходы в формировании фонда оплаты труда позволяют сти-мулировать работников профессионального образования к повышению эффективности работы, обеспечивать увеличение заработной платы. В целях поддержания на должном уровне квалификации профессорско-преподавательский состав вузов периодически направляется на суда для работы в штатных командных должностях, а также в качестве руководителей практики курсантов.
Основной кадровой проблемой вузов пока остается резкое сокращение количества молодых специалистов, поступающих в аспирантуру и докторантуру и желающих посвятить себя преподавательской работе.
 
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ПРОИЗВОДСТВОМ
 
Главным в решении этого вопроса, по словам Александра Самсонова-, является целевая контрактная подготовка, которая позволяет наиболее полно удовлетворять требования заказчика к уровню подготовки специалистов, а выпускнику адаптироваться к условиям работы. Представляется целесообразным использовать воз-можности образовательного кредита, применяемого пока в качестве эксперимента. Возврат образовательного кредита заемщиком (выпускником) может осуществляться в процессе его работы в судоходной компании.
Но участие работодателей в подготовке кадров плавсостава ограничивается договорами на частичную компенсацию затрат в объемах 5- 7% от требуемой стоимости на подготовку.
Причем к взаимодействию на договорных условиях готовы только крупные судоходные компании.
Мировой кризис в обеспечении морского флота квалифицированными командными кадрами не миновал и Россию. Хорошо подготовленные вы-пускники отраслевых вузов все чаще находят работу на берегу. А желающие работать в море выбирают иностранные компании. Чтобы выпускник трудоустраивался в российскую судоходную компанию, работодатель должен предоставить лучшие, чем в иностранной судоходной компании, условия работы на судне и более полный социальный пакет. Пока же этого нет.
УСИЛЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
По словам Ивана КОСТЫЛЕВА, президента Государственной морской академии им. адмирала Макарова, в системе морской подготовки общеизвестным является обязательность плава-тельного ценза для соискателей диплома вахтенного офицера. Формально это выполняется. Но в последние годы судовладельцы отмечают снижение практических навыков у выпускников морских учебных заведений. Необходимый плавценз выпускники набирают, но количество дней пребывания на судне не всегда переходит в качество. Возникает парадокс - судовладелец хочет получить хорошего специалиста, а участвовать в решении этой задачи не стремится.
Сегодня на международном уровне ставится вопрос, чтобы один из офицеров на борту судна отвечал за работу с практикантами, так что в недалеком будущем флот России могут обязать этим заниматься. Компания INTER- TAN КО, к примеру, выступает с инициативой ввести в международные конвенции обязательность практических мест на судах.
Очевидно, что крайне необхо-дим новый учебный флот. Отчасти эту проблему может снять введение единой системы морского образования без деления на транспортный и рыбопромысловый флот. Слияние морской транспортной школы и рыбаков сократит расходы на водном образовании в целом, за счет интег-рации кадровых и материальных ре-сурсов, увеличит возможности ис-пользования производственных судов для организации практики.
Подготовила Наталия Ловецкая
 
КАК-ТО МИНИСТР ТРАНСПОРТА ИГОРЬ ЛЕВИТИН НА КОНФЕРЕНЦИИ В МОСКВЕ НЕ БЕЗ ГОРДОСТИ ОТМЕТИЛ, ЧТО НАШЕ ОБРАЗОВАНИЕ СТАНОВИТСЯ ЭКСПОРТНОЙ УСЛУГОЙ.
 С ОДНОЙ СТОРОНЫ, ЭТО ГОВОРИТ О ВЫСОКОМ УРОВНЕ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ, С ДРУГОЙ - ОБ ОТТОКЕ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ МОРЯКОВ НА МЕЖДУНАРОДНЫЙ РЫНОК ТРУДА И СЛАБОЙ СВЯЗИ ВУЗОВ С ОТЕЧЕСТВЕННЫМИ КОМПАНИЯМИ.
 
Перспективы развития отечественного флота, портов, всей инфраструктуры водного транспорта заставляют государство задуматься над обеспечением флота кадрами. Эта тема активно- обсуждается в рамках программы «Санкт-Петербург - морская столица России». По словам начальника организационно-правового управления Федерального агентства морского и речного транспорта России Александра САМСОНОВА, необходимы модернизация вузов, колледжей, техникумов и училищ, укрепление их преподавательского состава, усиление практической направленности в учебном процессе. И конечно - самое тесное взаимодействие с производством.

ЧТО ИМЕЕМ
 
В последнее время Росморречфлот оптимизировал сеть подведомственных учебных заведений, создав 7 вертикально интегрированных образовательных комплексов на базе вузов путем присоединения к ним в качестве филиалов 23 образовательных учреждений среднего профессионального образования, упразднив часть филиалов и представительств. В комплексах сконцентрированы ресурсы для подготовки специалистов всех уровней профессионального образования. Кроме того, вузы отрасли вступили в новую фазу развития - создание учебно-научно- инновационных комплексов на принципах объединения в единый процесс образовательной, научной и производственной деятельности. Вузы получили возможность создавать малые инновационные предприятия, доходы от которых будут идти учебному заведению.
Учитывая переход в подготовке, на бакалавриат и магистратуру в 2010 году, изменяется и структура приема в подведомственные вузы. На уровень подготовки дипломированных специалистов прием составит 60% от общего приема, причем большая его часть - это плавсостав судов. Реформирование системы образования ставит перед вузами водного транспорта задачу сохранить квалификацию дипломированного специалиста со сроком подготовки не менее 5 лет для плавательных специальностей, где кроме национальных стандартов должны выполняться требования, жестко регламентированные ПДНВ-78/95.
Для подготовки специалистов по экономике и юриспруденции, нехватку которых сейчас испытывает отрасль, Росморречфлот включает разработку и реализацию специ-альных программ в вузах. Они со-держат изучение морского права, права международных организаций, актов в области международной безопасности.

КАЧЕСТВО ПРЕПОДАВАНИЯ
 
Новые подходы в формировании фонда оплаты труда позволяют стимулировать работников профессионального образования к повышению эффективности работы, обеспечивать увеличение заработной платы. В целях поддержания на должном уровне квалификации профессорско-преподавательский состав вузов периодически направляется на суда для работы в штатных командных должностях, а также в качестве руководителей практики курсантов.
Основной кадровой проблемой вузов пока остается резкое сокращение количества молодых специалистов, поступающих в аспирантуру и докторантуру и желающих посвятить себя преподавательской работе.
 
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ПРОИЗВОДСТВОМ
 
Главным в решении этого вопроса, по словам Александра Самсонова, является целевая контрактная подготовка, которая позволяет наиболее полно удовлетворять требования заказчика к уровню подготовки специалистов, а выпускнику адаптироваться к условиям работы. Представляется целесообразным использовать воз-можности образовательного кредита, применяемого пока в качестве эксперимента. Возврат образовательного кредита заемщиком (выпускником) может осуществляться в процессе его работы в судоходной компании.
Но участие работодателей в подготовке кадров плавсостава ограничивается договорами на частичную компенсацию затрат в объемах 5- 7% от требуемой стоимости на подготовку.
Причем к взаимодействию на договорных условиях готовы только крупные судоходные компании.
Мировой кризис в обеспечении морского флота квалифицированными командными кадрами не миновал и Россию. Хорошо подготовленные вы-пускники отраслевых вузов все чаще находят работу на берегу. А желающие работать в море выбирают иностранные компании. Чтобы выпускник трудоустраивался в российскую судоходную компанию, работодатель должен предоставить лучшие, чем в иностранной судоходной компании, условия работы на судне и более полный социальный пакет. Пока же этого нет.

УСИЛЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

По словам Ивана КОСТЫЛЕВА, президента Государственной морской академии им. адмирала Макарова, в системе морской подготовки общеизвестным является обязательность плавательного ценза для соискателей диплома вахтенного офицера. Формально это выполняется. Но в последние годы судовладельцы отмечают снижение практических навыков у выпускников морских учебных заведений. Необходимый плавценз выпускники набирают, но количество дней пребывания на судне не всегда переходит в качество. Возникает парадокс - судовладелец хочет получить хорошего специалиста, а участвовать в решении этой задачи не стремится.
Сегодня на международном уровне ставится вопрос, чтобы один из офицеров на борту судна отвечал за работу с практикантами, так что в недалеком будущем флот России могут обязать этим заниматься. Компания INTERTAN КО, к примеру, выступает с инициативой ввести в международные конвенции обязательность практических мест на судах.
Очевидно, что крайне необходим новый учебный флот. Отчасти эту проблему может снять введение единой системы морского образования без деления на транспортный и рыбопромысловый флот. Слияние морской транспортной школы и рыбаков сократит расходы на водном образовании в целом, за счет интеграции кадровых и материальных ресурсов, увеличит возможности использования производственных судов для организации практики.

Подготовила Наталия Ловецкая
Журнал "Морской Бизнес" 2010 №1(18) 

 
 

Наталия Ловецкая

О сайте

Информационный сайт для моряков и крюинговых компаний. Работа и вакансии в море.

Контакты