Articles

Сохраняя связь Времен

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ВОДНЫХ КОММУНИКАЦИЙ, БЕРЕЖНО СОХРАНЯЯ ТРАДИЦИИ СВОЕЙ БОГАТОЙ ИСТОРИИ, АКТИВНО РАЗВИВАЕТ СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ.

«Государство, которое одно войско сухопутное имеет, одну руку имеет, а которое и флот имеет, - обе руки име­ет» - это знаменитое высказывание Петра I не забывали в Санкт-Петербург- ском университете водных коммуника­ций даже в самые тяжелые для россий­ского флота времена. Преподаватели вуза всегда неразрывно связывали ис­торию своего учебного заведения с ис­торией отечественного морского и речного дела.

Недавно в истории университета произошло еще одно событие: но­вым ректором вуза был избран Сергей БАРЫШНИКОВ. 37 лет биогра­фии Сергея Олеговича связаны с уни­верситетом. Поступив в 1973 году учиться на кораблестроительное отде­ление судомеханического факультета тогда еще Ленинградского института водного транспорта, он по окончании его остался заниматься научной рабо­той и преподавать. О сегодняшнем дне университета и его новых планах - наша с ним беседа.

-   Сергей Олегович, как вы оце­ниваете процесс инноваций, кото­рый сейчас внедряется в систему высшего образования?
-   С этого учебного года вузы пе­реходят на стандарты третьего поко­ления - многоуровневую подготовку. Сложность в том, что государствен­ные стандарты обучения еще не при­няты. Приходится варьировать учеб­ный процесс в соответствии с теку­щими задачами.

При этом главной нашей задачей остается совмещение подготовки спе­циалистов плавательского состава и воспитательного процесса. Эти процес­сы неразрывны, потому что школьная подготовка приходящих к нам ребят зачастую недостаточна. Школы пошли по пути натаскивания на ЕГЭ, мы стал­киваемся с колоссальными пробелами абитуриентов в элементарной матема­тике (тогда как им предстоит изучать высшую) и главное - с неумением молодых людей учиться самостоятель­но. Поэтому помимо того, что у нас работают курсы по подготовке к ЕГЭ (взамен прежних подготовительных), преподаватели корректируют учебный процесс, подходят к студентам инди­видуально, занимаются дополнительно.

-   Как происходит сегодня целе­вая подготовка студентов?
-  Производственники заинтересова­ны в нас, также как и мы в них. Компании подбирают себе будущие кадры во вре­мя практики, заключают с ними догово­ры, согласно которым студенты получа­ют от них оплату тренажерной подготов­ки и дополнительную стипендию. Сту­денты в свою очередь обязуются отра­ботать на предприятии не менее трех лет. Это практикуется на наших базовых факультетах: судомеханическом, гидро­техническом, судоводительском, порто­вой техники и механики.

Практика у наших студентов не менее важная часть обучения, чем теоретическая подготовка, им выдает­ся два диплома: учебный и рабочий, без которого не возьмут на судно. С другой стороны, для многих судоходных ком­паний это единственная возможность комплектации экипажа, без которой суда просто не выпустят в рейс. Сту­денты работают на судах практически всю навигацию, нам приходится под­страивать расписание под интересы компаний.

Но поскольку наши крупнейшие пароходства сейчас работают и в не­замерзающих водах, по их просьбе мы разрабатываем скользящие графики, чтобы не оголять суда.

-   То, что ваши студенты закан­чивают учебу настоящими морски­ми волками, не мешает их теоре­тической подготовке?
-   Символично, что именно первый руководитель нашего университета, выдающийся деятель образования и науки Августин БЕТАНКУР впервые применил в России принцип чередования практики и теории для студентов, чтобы они, только выйдя из учебного заведе­ния, уже готовы были полноценно ра­ботать, а не ходить в подмастерьях. Строили дороги, мосты, форты. Все кронштадтские форты построены вы­пускниками корпуса путей сообщения.

Современность требует от нас но­вых методов. Еще несколько лет назад я предлагал идею дистанци­онного обучения на судах. Сегодня мы пришли к необходимости вопло­щения этой идеи в жизнь.

Технические возможности для это­го есть: студенту выдается на цифро­вом носителе задание, необходимые пособия и библиотека, а дистанцион­ные сеансы связи с преподавателями (тьюторами) проводятся 1-2 раза в неделю при помощи Интернета.

Конечно, нужна поддержка со сто­роны капитанов судов - чтобы контро­лировали этот процесс, а сеансы связи компании уже готовы оплачивать. Уве­рен, что пройдет несколько лет, и такая методика будет восприниматься как должное. Такой симбиоз теории и практики - реальная возможность го­товить для флота настоящих профес­сионалов.

- Насколько будут революцион­ными те преобразования, которые вы планируете?
- Я против революций. Совершен­ствовать нашу работу будем последо­вательно, сохраняя традиции универ­ситета и возрождая то полезное, что было раньше. Мы уже возобновили выпуск студенческой газеты, намере­ны вернуть к жизни студсоветы. Само­управление развивает в ребятах само­стоятельность и гражданскую ответ­ственность. Это часть воспитательной работы, которой мы будем уделять еще больше внимания.

У нас сильная команда КВН, отлич­ные спортивные традиции. Особенно привлекают студентов парусный спорт.

В нашем арсенале 12 яхт. Лидер этого небольшого флота - яхта «Акела», которая постоянно завоевывает призы в различных международных регатах. Сейчас «Акела» на зимней стоянке королевского испанского яхт-клуба на Канарских островах. У нас дружеские отношения с университетом Лас-Папь- маса, в порту которого базируется яхт- клуб. К слову сказать, мы поддержива­ем отношения со многими вузами мира.

Распространенная сегодня точка зрения, что кроме знаний преподаватель ничего давать не обязан, я убежден, глубоко неверна. Среди наших выпуск­ников декабристы и челюскинцы, Герои Советского Союза и чемпионы мира в разных видах спорта. А главное - те, кто служил и служит своей стране: работая на судах, в портах, на строительстве гидростанций, в науке. Важно, чтобы студенты помнили об этом, проникались духом служения Отечеству.

В нашем университетском музее хранятся мундиры XIX века, принятые у студентов и служащих ведомства путей сообщения, портреты тех, кто прославил учебное заведение. Есть макет звездного неба, где ктрем малым планетам, названным в честь наших преподавателей и выпускников, в 2007 году добавилась еще одна - имени Санкт-Петербургского государственно­го университета водных коммуникаций.

Беседовала Светлана Ивачева
Санкт-Петербургский государственный университет водных коммуникаций 198035, Санкт-Петербург, Двинская ул., 5/7 Тел. (812) 251-1221, факс (812) 251-0656
www.spbuwc.ru

Источник: Журнал МОРСКОЙ БИЗНЕС 2010 №1(18)
 


Беседовала Светлана Ивачева

О сайте

Информационный сайт для моряков и крюинговых компаний. Работа и вакансии в море.

Контакты