Articles
- Home /
- Articles
Сохраняя связь Времен
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ВОДНЫХ КОММУНИКАЦИЙ, БЕРЕЖНО СОХРАНЯЯ ТРАДИЦИИ СВОЕЙ БОГАТОЙ ИСТОРИИ, АКТИВНО РАЗВИВАЕТ СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ.
«Государство, которое одно войско сухопутное имеет, одну руку имеет, а которое и флот имеет, - обе руки имеет» - это знаменитое высказывание Петра I не забывали в Санкт-Петербург- ском университете водных коммуникаций даже в самые тяжелые для российского флота времена. Преподаватели вуза всегда неразрывно связывали историю своего учебного заведения с историей отечественного морского и речного дела.
Недавно в истории университета произошло еще одно событие: новым ректором вуза был избран Сергей БАРЫШНИКОВ. 37 лет биографии Сергея Олеговича связаны с университетом. Поступив в 1973 году учиться на кораблестроительное отделение судомеханического факультета тогда еще Ленинградского института водного транспорта, он по окончании его остался заниматься научной работой и преподавать. О сегодняшнем дне университета и его новых планах - наша с ним беседа.
- Сергей Олегович, как вы оцениваете процесс инноваций, который сейчас внедряется в систему высшего образования?
- С этого учебного года вузы переходят на стандарты третьего поколения - многоуровневую подготовку. Сложность в том, что государственные стандарты обучения еще не приняты. Приходится варьировать учебный процесс в соответствии с текущими задачами.
При этом главной нашей задачей остается совмещение подготовки специалистов плавательского состава и воспитательного процесса. Эти процессы неразрывны, потому что школьная подготовка приходящих к нам ребят зачастую недостаточна. Школы пошли по пути натаскивания на ЕГЭ, мы сталкиваемся с колоссальными пробелами абитуриентов в элементарной математике (тогда как им предстоит изучать высшую) и главное - с неумением молодых людей учиться самостоятельно. Поэтому помимо того, что у нас работают курсы по подготовке к ЕГЭ (взамен прежних подготовительных), преподаватели корректируют учебный процесс, подходят к студентам индивидуально, занимаются дополнительно.
- Как происходит сегодня целевая подготовка студентов?
- Производственники заинтересованы в нас, также как и мы в них. Компании подбирают себе будущие кадры во время практики, заключают с ними договоры, согласно которым студенты получают от них оплату тренажерной подготовки и дополнительную стипендию. Студенты в свою очередь обязуются отработать на предприятии не менее трех лет. Это практикуется на наших базовых факультетах: судомеханическом, гидротехническом, судоводительском, портовой техники и механики.
Практика у наших студентов не менее важная часть обучения, чем теоретическая подготовка, им выдается два диплома: учебный и рабочий, без которого не возьмут на судно. С другой стороны, для многих судоходных компаний это единственная возможность комплектации экипажа, без которой суда просто не выпустят в рейс. Студенты работают на судах практически всю навигацию, нам приходится подстраивать расписание под интересы компаний.
Но поскольку наши крупнейшие пароходства сейчас работают и в незамерзающих водах, по их просьбе мы разрабатываем скользящие графики, чтобы не оголять суда.
- То, что ваши студенты заканчивают учебу настоящими морскими волками, не мешает их теоретической подготовке?
- Символично, что именно первый руководитель нашего университета, выдающийся деятель образования и науки Августин БЕТАНКУР впервые применил в России принцип чередования практики и теории для студентов, чтобы они, только выйдя из учебного заведения, уже готовы были полноценно работать, а не ходить в подмастерьях. Строили дороги, мосты, форты. Все кронштадтские форты построены выпускниками корпуса путей сообщения.
Современность требует от нас новых методов. Еще несколько лет назад я предлагал идею дистанционного обучения на судах. Сегодня мы пришли к необходимости воплощения этой идеи в жизнь.
Технические возможности для этого есть: студенту выдается на цифровом носителе задание, необходимые пособия и библиотека, а дистанционные сеансы связи с преподавателями (тьюторами) проводятся 1-2 раза в неделю при помощи Интернета.
Конечно, нужна поддержка со стороны капитанов судов - чтобы контролировали этот процесс, а сеансы связи компании уже готовы оплачивать. Уверен, что пройдет несколько лет, и такая методика будет восприниматься как должное. Такой симбиоз теории и практики - реальная возможность готовить для флота настоящих профессионалов.
- Насколько будут революционными те преобразования, которые вы планируете?
- Я против революций. Совершенствовать нашу работу будем последовательно, сохраняя традиции университета и возрождая то полезное, что было раньше. Мы уже возобновили выпуск студенческой газеты, намерены вернуть к жизни студсоветы. Самоуправление развивает в ребятах самостоятельность и гражданскую ответственность. Это часть воспитательной работы, которой мы будем уделять еще больше внимания.
У нас сильная команда КВН, отличные спортивные традиции. Особенно привлекают студентов парусный спорт.
В нашем арсенале 12 яхт. Лидер этого небольшого флота - яхта «Акела», которая постоянно завоевывает призы в различных международных регатах. Сейчас «Акела» на зимней стоянке королевского испанского яхт-клуба на Канарских островах. У нас дружеские отношения с университетом Лас-Папь- маса, в порту которого базируется яхт- клуб. К слову сказать, мы поддерживаем отношения со многими вузами мира.
Распространенная сегодня точка зрения, что кроме знаний преподаватель ничего давать не обязан, я убежден, глубоко неверна. Среди наших выпускников декабристы и челюскинцы, Герои Советского Союза и чемпионы мира в разных видах спорта. А главное - те, кто служил и служит своей стране: работая на судах, в портах, на строительстве гидростанций, в науке. Важно, чтобы студенты помнили об этом, проникались духом служения Отечеству.
В нашем университетском музее хранятся мундиры XIX века, принятые у студентов и служащих ведомства путей сообщения, портреты тех, кто прославил учебное заведение. Есть макет звездного неба, где ктрем малым планетам, названным в честь наших преподавателей и выпускников, в 2007 году добавилась еще одна - имени Санкт-Петербургского государственного университета водных коммуникаций.
Беседовала Светлана Ивачева
Санкт-Петербургский государственный университет водных коммуникаций 198035, Санкт-Петербург, Двинская ул., 5/7 Тел. (812) 251-1221, факс (812) 251-0656 www.spbuwc.ru
Источник: Журнал МОРСКОЙ БИЗНЕС 2010 №1(18)
Беседовала Светлана Ивачева
Дата: 07-04-2010 00:00:00
О сайте
Информационный сайт для моряков и крюинговых компаний. Работа и вакансии в море.