Articles

Типы морских судов

Современные морские коммерческие суда бывают разных форм и размеров и предназначены для перевозки самых разнообразных грузов. В данной статье приводится краткий обзор основных типов судов, бороздящих мировые моря, а также некоторые исторические сведения об эволюции каждого из них.

Для целей данной статьи грузы подразделяются на сухие, наливные и специализированные, причем каждый из них подразделяется на подкатегории. К сухим грузам относятся навалочные, генеральные и наливные, контейнеры, рефрижераторы и ро-ро. Наливные грузы обычно имеют нефтяную основу, но могут также включать химикаты и сжиженные газы. К специализированным грузам относятся пассажиры, скот и тяжеловесные/проектные грузы.

Сухогрузные суда

Исторически сухогрузные суда были самыми распространенными судами в мировом торговом флоте. Известные как суда общего назначения, они оснащались собственным грузозахватным оборудованием, обычно в виде подъемного устройства с вышкой. Грузы размещались в различных трюмах, и скорость и эффективность процесса погрузки/разгрузки зависела от команды судна и портовых рабочих, или стивидоров. Такие суда иногда выполняли регулярные рейсы между двумя или более портами, но могли работать и в "трамповой торговле", когда суда заходили туда, куда требовалось.

Балкеры

Для сухих грузов с высоким отношением массы к стоимости, таких как уголь, зерно и руда, экономия на масштабе позволила создать современный балкер. Эти суда разделены на несколько отдельных трюмов, закрывающихся люками. В порту груз загружается с помощью конвейера и носиков или с помощью крана и грейфера. Некоторые балкеры оснащены редукторами (обычно между каждым люком располагается кран), что позволяет производить погрузку и выгрузку груза у причалов без использования берегового оборудования.

Для разгрузки обычно используются краны с грейферами, хотя для некоторых грузов может применяться специализированное оборудование. При разгрузке судов с помощью кранов и грейферов в трюмах часто размещается персонал и транспортные средства для оказания помощи. Грузы обычно выгружаются в баржи с бункерами, а затем по конвейеру передаются в силосные ямы или на открытые склады. Небольшие суда часто могут выгружать грузы непосредственно в автотранспорт.

Суда для перевозки генеральных грузов

Генеральные грузы, известные как breakbulk, обычно размещаются на поддонах или в мешках. Для таких грузов могут быть предусмотрены специальные погрузочно-разгрузочные устройства, но обычно погрузка и разгрузка осуществляется с помощью кранов и ремней (для ящиков) или строп (для мешков). Эти суда также могут перевозить сыпучие и нестандартные грузы, в этом случае экипаж судна и портовые стивидоры упаковывают груз, чтобы минимизировать повреждения и максимально увеличить пространство.

Несмотря на то, что на смену им пришли балкеры и контейнеровозы, суда для перевозки генеральных грузов по-прежнему работают по всему миру.

Контейнерные суда

Контейнеры стали основным способом транспортировки промышленных товаров по всему миру. Контейнер можно сравнительно легко перемещать между грузовиками, поездами и судами, а его стандартный размер упрощает транспортировку. В контейнерах можно перевозить любые грузы - от продуктов питания до электрооборудования и автомобилей. Они также используются для перевозки грузов в мешках и на поддонах, а также жидкостей и рефрижераторных грузов.

Стандартные контейнеры измеряются в TEUs (Twenty-foot Equivalent Units) и обычно имеют длину 20 футов (1 TEU) или 40 футов (2 TEU). Все стандартные грузовые контейнеры имеют ширину 8 футов и высоту 8 футов 6 дюймов. Существуют также более длинные, высокие и даже короткие стандартные размеры, но они встречаются реже.

Контейнеровозы состоят из нескольких трюмов, каждый из которых оборудован "направляющими ячейками", позволяющими устанавливать контейнеры на свои места. После того как первые слои контейнеров загружены и люки закрыты, поверх люков загружаются дополнительные слои. Затем каждый контейнер крепится к судну, а также друг к другу для обеспечения целостности. Погрузка контейнеров обычно осуществляется специализированными кранами или даже кранами общего назначения, оснащенными приспособлениями для подъема контейнеров. Некоторые небольшие контейнеровозы оснащены оборудованием для самостоятельной погрузки и разгрузки.

Контейнеровозы используются преимущественно на линейных маршрутах и являются одними из самых больших судов на плаву. Сверхкрупные контейнеровозы (СКК), такие как Emma Maersk (головное судно класса E компании Maersk), способны перевозить около 15 000 TEU (в зависимости от массы контейнера). В силу своих размеров крупнотоннажные контейнеровозы не могут заходить в определенные порты по всему миру, а также проходить через некоторые районы из-за осадки или, в случае с каналами, ограничений по ширине.

Рефрижераторные суда

Суда, предназначенные для перевозки рефрижераторных грузов и скоропортящихся продуктов, таких как фрукты или мясо, называются рефрижераторными судами. Груз укладывается в трюмы, которые затем герметизируются и контролируют температуру. Традиционные рефрижераторные суда в значительной степени заменены рефрижераторными контейнерами, которые перевозятся на борту контейнеровозов. Для работы рефрижераторных контейнеров необходим источник питания, поэтому во время рейса они часто требуют осмотра.

Суда типа RO-RO

Суда типа "ролл-он-ролл-офф" или "ро-ро" бывают разных типов. К ним относятся автомобильные паромы и грузовые суда, перевозящие прицепы грузовых автомобилей. Наиболее часто используемым судном типа "ро-ро" является автомобильный паром. Эти суда имеют несколько палуб с парковочными местами, соединенных внутренними рампами, а выход на берег обеспечивается одной или несколькими погрузочными рампами. Грузоподъемность таких судов измеряется в автомобильных эквивалентных единицах (CEU), и самые крупные из существующих сегодня автовозов имеют вместимость более 6 000 CEU.

Container vessel

Контейнеровозы произвели революцию в мировой торговле, стандартизировав упаковку грузов, обеспечив эффективные интермодальные перевозки и значительно сократив время погрузки и разгрузки в портах.

Наливные грузовые суда

Эти суда, известные под общим названием танкеры, перевозят различные жидкие грузы. Впервые танкеры были разработаны в середине XIX века, когда суда из железа позволили перевозить жидкости наливом, экономично и без утечек. Как и в случае с наливными судами, экономия на масштабах производства привела к увеличению размеров танкеров, и сегодня грузоподъемность или "дедвейт" самых крупных образцов составляет более 400 000 тонн.

Танкеры разделены на отдельные резервуары, в которые груз закачивается по системе трубопроводов. Современные танкеры имеют большие и раздельные балластные цистерны, позволяющие им опускаться на воду во время обратного "порожнего" рейса для повышения остойчивости. Многие танкеры также оснащены системами, добавляющими в танки инертный газ для снижения риска пожара и взрыва.

Перевозчики сырой нефти (Crude oil pankers)

Самыми крупными судами на плаву являются очень большие нефтеналивные танкеры (VLCC) и сверхбольшие нефтеналивные танкеры (ULCC). Эти суда предназначены для загрузки сырой нефти и ее транспортировки на нефтеперерабатывающие заводы по всему миру, где она может быть переработана в нефтепродукты. Самые крупные нефтевозы часто загружаются и разгружаются на морских буях и терминалах, поскольку их размеры слишком велики для захода в большинство портов.

Танкера продуктовозы (Product tankers)

Эти суда, как правило, меньших размеров, чем нефтевозы, перевозят продукты переработки с крупных терминалов в небольшие порты по всему миру. Среди перевозимых продуктов - нефть, авиационное топливо, дизельное топливо, асфальт, смазочные масла и гудрон. Небольшие танкеры также используются для перевозки не нефтяных сыпучих жидкостей, таких как патока и пальмовое масло.

Танкера химовозы (Chemical tankers)

Танкера химовозы — это тип судна, предназначенный для перевозки различных химических грузов, которые могут включать как опасные, так и невредные жидкости. Отличительной чертой химовозов является высокая степень сегментации их грузовых танков, что позволяет перевозить множество различных типов химических грузов одновременно, минимизируя риск взаимодействия между разными продуктами. Танки этих судов обычно изготавливаются из нержавеющей стали или покрыты специальными материалами, устойчивыми к химической коррозии, что позволяет перевозить агрессивные среды без повреждения конструкции танкера.

История их развития тесно связана с промышленным ростом и потребностью в безопасной и эффективной транспортировке химической продукции.

Химовозы оснащены сложной системой трубопроводов и насосов, позволяющих точно контролировать загрузку и разгрузку различных химикатов. Системы вентиляции и защиты от паров химических веществ на таких судах также имеют высокий уровень сложности, что обеспечивает безопасность и соответствие международным нормам.

Перевозимые химовозами продукты могут включать:

  1. Растворители.
  2. Кислоты и щелочи, такие как серная кислота или каустическая сода.
  3. Основные химические продукты, такие как этанол, метанол или гликоли.
  4. Растительные и животные масла и жиры.
  5. Специализированные химические реактивы и добавки, используемые в различных отраслях промышленности.
  6. Биохимические продукты, включая фармацевтические субстанции.

Существуют строгие международные правила для перевозки химических грузов по морю, включая Международный кодекс по строительству и оборудованию судов, перевозящих опасные химические грузы в растаренном виде (IBC Code), который определяет стандарты безопасности для конструкции и эксплуатации химовозов.

Tanker vessel

Танкеры - важнейшие суда морского флота - предназначены для безопасной транспортировки жидких грузов, таких как нефть, химикаты и сжиженные газы, при соблюдении строгих норм безопасности и охраны окружающей среды.

Газовозы

Это специализированные морские транспортные суда, предназначенные для перевозки сжиженных газов. Основные виды газов, которые они перевозят, это сжиженный природный газ (СПГ или LNG – Liquefied Natural Gas) и сжиженные нефтяные газы (СНГ или LPG – Liquefied Petroleum Gas, к которым относятся пропан, бутан и их смеси). В зависимости от типа перевозимого газа, газовозы делятся на LNG-танкеры и LPG-танкеры.

Особенности и описание газовозов:

  1. Конструкция танков: Газовозы оборудованы специальными изолированными танками для хранения газа в сжиженном виде при очень низких температурах (для LNG около -162°C) или под высоким давлением (для LPG). Танки имеют сложную конструкцию, которая может включать двойные стенки и специальные изоляционные материалы для поддержания низких температур и предотвращения испарения газа.

  2. Типы танков: В LNG-танкерах часто используются мембранные танки или танки типа «Мосс», которые представляют собой сферические контейнеры с высокой степенью изоляции. LPG-танкеры обычно оснащены полностью прессуризованными или полурефрижераторными танками.

  3. Системы охлаждения и поддержания давления: Газовозы оснащены системами охлаждения и поддержания давления для предотвращения испарения газа. В некоторых случаях используется испарившийся газ для питания силовых установок судна.

  4. Безопасность: Учитывая, что газы легковоспламеняющиеся и потенциально взрывоопасные, газовозы оборудованы сложными системами безопасности для предотвращения утечек и защиты от взрывов, включая специальные детекторы газа и системы пожаротушения.

  5. Разгрузка и погрузка: Для погрузки и разгрузки газов используются специальные насосы и системы трубопроводов, которые позволяют безопасно перекачивать газ между судном и терминалом.

  6. Типы газовозов: Существуют газовозы различных размеров, от небольших береговых судов до огромных океанских танкеров, способных перевозить до 266 000 кубических метров LNG.

  7. Динамическое позиционирование: Некоторые газовозы оснащены системами динамического позиционирования, которые позволяют судну поддерживать фиксированное положение в море без использования якорей, что особенно важно при операциях погрузки-разгрузки в офшорных условиях.

  8. Прочие особенности: В дополнение к перевозке газа, некоторые газовозы могут выполнять функции FPSO или FSRU (Floating Storage and Regasification Unit – плавучий хранилище и регазификационный блок), позволяя не только хранить, но и преобразовывать сжиженный газ обратно в газообразное состояние для подачи в газотранспортную систему.

Газовозы играют ключевую роль в мировой энергетической инфраструктуре, позволяя транспортировать большие объемы газа через моря и океаны из районов его добычи в районы потребления.

LGN vessel

Танкеры для перевозки СПГ имеют улучшенную изоляцию, позволяющую сохранять груз при сверхнизких температурах около -162°C (-260°F), что позволяет им перевозить значительно больше энергии на единицу объема по сравнению с нефтяными танкерами аналогичного размера.

Суда офшорного флота

Это специализированные морские суда, предназначенные для выполнения различных операций в открытом море, в основном связанных с добычей нефти, газа и ветровой энергии. Они играют важную роль в морской промышленности и офшорной добыче полезных ископаемых. Вот несколько ключевых типов судов офшорного флота и их описание:

  • Буровые суда (Drillships) Это суда, оборудованные для проведения буровых операций в глубоководных условиях. Они имеют на борту буровую установку и обычно оснащены системой динамического позиционирования для точного поддержания положения во время бурения.
  • Платформы-полупогружные (Semi-submersible platforms) Полупогружные платформы используются для бурения, а также могут служить для поддержки добычи углеводородов. Они могут быть перемещены с места на место и работать в условиях открытого моря на значительных глубинах.
  • Снабженческие суда (Supply vessels) Снабженческие или обеспечивающие суда предназначены для доставки оборудования, пищи, воды и других необходимых товаров на офшорные платформы и обратно.
  • Суда поддержки погружных работ (Diving support vessels) Эти суда обеспечивают поддержку при выполнении подводных ремонтных и строительных работ, включая сварку под водой и установку оборудования.
  • Суда для укладки труб (Pipe-laying vessels) Они специально предназначены для укладки труб на дно моря. Укладка труб осуществляется с помощью специального оборудования, которое обеспечивает точное позиционирование труб.
  • Тяжеловозные суда (Heavy-lift ships) Используются для перевозки особо тяжелых грузов, включая крупные конструкции офшорных платформ и оборудования.
  • Суда-спасатели (Emergency response and rescue vessels - ERRV) Эти суда предназначены для обеспечения срочной помощи в случае аварий, пожаров или эвакуации с персоналом с офшорных установок.
  • Анкероукладчики (Anchor handling tug supply vessels - AHTS) Специализированные буксиры, которые занимаются установкой и перемещением якорей для офшорных платформ и других плавучих конструкций.
  • Суда для сейсмических исследований (Seismic vessels) Эти суда используются для сбора данных о структуре дна и поддонных отложениях для поиска и разведки нефтегазовых месторождений.
  • Плавучие производственные, хранящие и разгружающие установки (FPSO - Floating Production, Storage and Offloading) FPSO — это обширные плавучие системы, способные добывать, обрабатывать и хранить углеводороды, а затем осуществлять отгрузку нефти или газа в танкеры или через трубопроводы.

Суда офшорного флота часто построены по индивидуальному заказу и оснащены передовыми технологиями для работы в сложных и экстремальных морских условиях. Они должны соответствовать строгим международным нормам и стандартам безопасности, учитывая высокие риски связанные с офшорной добычей.

Неотъемлемой частью функционирования любого судна являются моряки, чья кропотливая и профессиональная деятельность обеспечивает его бесперебойную работу. Эти мужчины и женщины являются сердцем морского флота, и без их неустанного вклада, плавание кораблей было бы невозможно. Они обеспечивают не только управление судном, но и его техническое обслуживание, безопасность на борту, а также точное соблюдение маршрутов и расписания доставки грузов. Моряки — это невидимые герои морских просторов, без которых глобальная система морской торговли просто остановилась бы.


seajobs.ru

Дата: 05-11-2023 12:42:19

О сайте

Информационный сайт для моряков и крюинговых компаний. Работа и вакансии в море.