Articles
- Home /
- Articles
Морское пиратство нового уровня
Пираты Гвинейского залива проявили выдающуюся гибкость, адаптируя свои методы к меняющимся условиям морской индустрии и мерам, предпринимаемым прибрежными государствами. В течение почти пяти лет данный регион остается мировым эпицентром морского пиратства, что побуждает к детальному изучению его динамики.
До 2010 года активность пиратов была ограничена прибрежными водами, в пределах 30 морских миль от берега. Однако со временем они значительно расширили радиус своих операций, применяя материнские суда для дальних рейдов и научившись эффективно управлять быстрыми лодками на расстояниях до 100-120 морских миль от берега. Это улучшило их способности к длительным морским походам, повысило безопасность и совершенствовало коммуникации с целями.
Техническое развитие пиратов поражает своей быстротой. Это подтверждается инновациями в методах захвата судов, как, например, использование почти десятиметровой алюминиевой лестницы во время попытки абордажа танкера MT Scarabe у берегов Нигерии 25 марта 2020 года. Этот случай особенно примечателен тем, что пираты смогли преодолеть так называемое "правило 18 узлов", доказав, что высокая скорость судна уже не является надежной защитой от захвата.
Пираты также расширили свои географические границы, осуществляя морские походы вдоль всего западноафриканского побережья в поисках уязвимых "мягких зон" для похищения моряков. Рост выкупов за заложников, иногда доходящих до миллиона долларов, свидетельствует о растущей выгоде от таких операций.
В Гвинейском заливе наблюдается разнообразие преступлений: от захвата судов до нелегальной торговли нефтью, осуществляемой в труднодоступных бухтах Дельты, что стимулирует финансовую поддержку пиратских действий на море.
Текущий экономический кризис, скорее всего, скажется на ресурсах вооруженных сил и количестве военно-морских сил в регионе, что может обернуться еще большей свободой для пиратов.
В контексте этих перемен представляется актуальным вопрос о будущем пиратства и о том, как морская индустрия может адаптировать свои защитные меры. Это подчеркивает неотложность координированных действий со стороны международного сообщества для обеспечения морской безопасности в условиях угрозы, которая постоянно эволюционирует и адаптируется.
Угроза пиратства в Гвинейском заливе может расширяться по следующим направлениям:
Выявление "мягких" зон
Недавние нападения, такие как инцидент с Blue Marlin в мае 2019 г., показывают, что пираты действуют в водах вблизи Западного Малабо и Южной Нигерии, предполагая, что это немилитаризованная зона. Вполне вероятно, что, поскольку в настоящее время пираты могут действовать на расстоянии более 150 морских миль от берега, не нуждаясь в головном судне, в будущем они будут больше преследовать эти районы.
Похищение людей на неохраняемых якорных стоянках
Похищение людей в неохраняемых якорных стоянках является в настоящее время основной моделью похищения людей на шельфе. Обеспечение безопасности в таких якорных стоянках остается дорогостоящим мероприятием (охранное судно с военной группой на борту). Суда, которые могут стать мишенью для пиратов, будут испытывать влияние экономического кризиса и, соответственно, длительное время стоять на якоре с сокращенным экипажем и часто дремлющей вахтой ОСПС.
Возможность абордажа
В настоящее время пираты используют алюминиевые трапы, оснащенные крюками, и существует несколько вариантов, отличающихся меньшей массой, но обеспечивающих ту же функциональность при средней стоимости и высокой эффективности. Несмотря на сложности, связанные с использованием применяемых в настоящее время абордажных средств, уровень абордажа в Гвинейском заливе уже сейчас очень высок.
Расширение ареала преступников
- В последние месяцы нигерийские якорные стоянки (Котону, Ломе, Лимбе, Дуала, Порт-Жентиль) стали посещаться пиратами. Многочисленные экипажи были похищены, а затем в основном освобождены в районе Дельты. Заинтересованные страны приняли дополнительные меры: постоянные военные патрули и/или группа охраны ВМС высаживается сразу после постановки судов на якорь. Вероятно, пираты расширят свой ареал и будут проверять другие якорные стоянки, пока еще не вооруженные.
- Транзитные суда в Гвинейском заливе используют судно сопровождения при пересечении линии в 100-120 морских миль от берега. Расширение этого диапазона будет затруднено по логистическим (автономность судна охраны) и экономическим причинам (дневная ставка судна охраны составляет около 10-12 тыс. долл.). Пираты, способные действовать за этим горизонтом, более 120-140 морских миль от берега, скорее всего, будут продолжать поиск судов без ограничений, зная, что им не грозит быстрая реакция военного судна.
Похищение людей на шельфе
Основной мишенью пиратов в Гвинейском заливе в настоящее время являются члены экипажей судов-экспатриантов. В 2019 году был похищен 151 иностранный гражданин. В 2018 году их было 116, в 2017-м - 69, в 2016-м - 38. Вероятно, что в 2020 и последующих годах уровень похищений останется высоким. Массовые похищения около 20 членов экипажа стали привычными с середины 2018 года.
Основная причина, по-видимому, заключается в том, что пираты могут требовать за них огромные суммы выкупа. За последние три года средний размер выкупа увеличился на 400%. Неясно, сохранится ли такой подход в будущем, поскольку управление 20 похищенными членами экипажа ставит перед пиратами проблемы как со здоровьем, так и с логистикой. В 2019 году два члена экипажа погибли во время похищения. Поэтому не исключено, что количество похищенных членов экипажа уменьшится, но сумма выкупа останется прежней. Похищение всего экипажа, конечно, создает новый риск, поскольку судно остается в дрейфе, без управления.
Целевая аудитория
Хорошо структурированные пиратские группировки могут опираться на информационную сеть, охватывающую портовые зоны вдоль всего побережья Западной Африки. Эти разведывательные сети предоставляют информацию о судне, экипаже, загрузке, планировании и будущих портах захода. В Интернете некоторые платные сервисы позволяют определить местоположение глобального флота в режиме "моментального снимка". В настоящее время один из таких провайдеров предлагает доступ менее чем за 1500 долл. в год. Сервис позволяет определить местонахождение конкретного судна, узнать его место отправления, будущие порты захода, время прибытия в эти порты, маршрут и скорость. Вся эта информация может быть легко передана на мародерский катер (большинство пиратских катеров оснащены спутниковой связью), что позволит направить их к месту встречи для нападения или высадки, днем или ночью.
Киберпреступность
9 апреля 2020 года контейнеровоз Fouma, следовавший в Гуаякиль (Эквадор), подвергся нападению пиратов. Пираты вскрыли около 15 контейнеров, загруженных на судно, в поисках дорогостоящих товаров.
Недавние кибератаки, например, на сайты MSC, показывают, что идентификация контейнеров с дорогостоящими товарами киберпреступниками возможна, но реальна только на небольших контейнеровозах. Миссии по получению дорогостоящих грузов и их продаже на черном рынке уже имели место. Так, при захвате танкеров в период с 2010 по 2013 год генеральный подрядчик платил пиратской группировке около 250 тыс. долл. за захват танкера и его доставку к месту незаконной перегрузки с судна на судно.
Морская отрасль развивается, и усилия направлены на сокращение численности экипажа на судах. Все чаще морские компании разрабатывают способы выполнения управленческих функций с берега. Появилось несколько исследований, в которых предлагается использовать суда в беспилотном режиме, по крайней мере, на пути в море. Кибератаки могут дойти до того, что пираты смогут захватывать суда и управлять ими. Уже в 2019 году один из операторов сообщил, что в ИТ-систему, управляющую балластными водами одной из его нефтяных платформ, проникло вредоносное ПО, что создало угрозу стабильности.
Недавно в результате атаки вируса-вымогателя на два дня была остановлена компрессорная установка по добыче природного газа в США. Хакеры разослали электронные письма с вредоносной ссылкой, что называется фишинговой атакой, чтобы получить контроль над информационно-технологической системой предприятия. После проведенного анализа выяснилось, что, скорее всего, злоумышленники перед осуществлением кибератаки исследовали сеть предприятия с целью "выявления критически важных активов". Подобная кибератака может быть использована для захвата контроля над судном, остановки двигателей, вывода из строя навигационного оборудования и т.д. Это может способствовать не только обычной пиратской атаке, но и созданию программ-выкупов с угрозой блокирования коммерческой деятельности выбранной морской компании, если она не заплатит выкуп.
seajobs.ru
Дата: 07-11-2023 20:44:11
О сайте
Информационный сайт для моряков и крюинговых компаний. Работа и вакансии в море.