Новости

На абордаж!

Дмитрий Медведев и Джордж Буш договорились начать в Совете Безопасности ООН работу "по созданию правовой базы для применения совместных силовых мер против сомалийских пиратов".



Из этого факта вытекает как минимум два следствия. Во-первых, бравые парни на резиновых моторках наглыми захватами торговых судов достали-таки всех. Во-вторых, президенты великих держав признали: "цивилизованный мир" пока не готов победить горстку бандитов.

Что заваривают в заливе

Каждые сутки через Аденский залив проходит 240-250 судов торгового флота. Они перевозят, по данным разных источников, до трети всей добытой в мире нефти и 8 процентов азиатских товаров для Европы. Кстати, и весь чай, который мы пьем.

Ущерб от пиратства уже сейчас оценивается в 7 триллионов долларов. И, может быть, значительно больше. "Если все контейнеровозы с азиатскими ширпотребом, электроникой, автомобилями поплывут в обход Суэцкого канала, стоимость доставки резко вырастет", - утверждает главный редактор "Морского бюллетеня" Михаил Войтенко. "Обходная дорога" займет на 2-3 недели больше времени. И для доставки грузов в Европу просто не хватит всех имеющихся в мире судов. В результате, полагает эксперт, азиатские товары сразу подорожают. А через пару недель из-за перебоев в поставках начнется дефицит. Россияне тоже ощутят на себе масштаб пиратской проблемы.

Этот прогноз уже подтверждается: на днях руководство крупнейшей в мире морской транспортной компании A. P. Moller-Maersk решило изменить маршруты судов. Они пойдут в обход Африки, огибая мыс Доброй Надежды. А яхтам, участвующим в престижной кругосветной гонке "Вольво Оушн Рейз", запретили приближаться к побережью Сомали ближе 400 морских миль.

Мировое сообщество со всей своей дипломатической, финансовой и военной мощью обратилось в бегство.

"Неустрашимый" боится одиночества

Впрочем, эксперты говорят о скором начале наступления на пиратов. Вблизи Африканского Рога уже собрались военные корабли минимум из десятка стран - США, Великобритании, Франции, Нидерландов, Испании, Италии, Дании, Индии, Малайзии, Южной Кореи. В опасной зоне действует и российский сторожевой корабль "Неустрашимый". Он получил задание обеспечивать безопасность российских судов.

Однако присутствие всей этой армады вблизи опасного сомалийского берега не ослабило активность пиратов. Михаил Войтенко считает, что так будет до тех пор, пока адмиралы разных стран не договорятся между собой о координации и взаимодействии.

Они молоды и сильны

В водах близ Сомали действуют минимум 2-3 крупных пиратских синдиката с международными связями, говорят эксперты. Боевики - хорошо обученные и вооруженные люди с современными средствами связи. У них есть свои службы разведки в портах, и они хорошо знают, какой груз следует на том или ином судне.

На родине пиратов 17 лет идет гражданская война, поэтому лучше всего они умеют атаковать. Никакой другой бизнес не принесет им таких доходов, как захват судов.

Сомалийское пиратство сравнительно молодо. Ему, по оценкам, пять, от силы семь лет. Морские разбойники активизировались в этих водах после того, как странам Азиатско-Тихоокеанского региона удалось серьезно подавить их на другом конце Индийского океана. В частности, в Малаккском проливе.

Без суда и последствий

Михаил Войтенко и представитель Союза российских судовладельцев Вячеслав Заморенов убеждены, что пиратов невозможно разгромить, если не выдать военным морякам "лицензию на уничтожение". То есть позволить применять оружие против флибустьерских катеров при обнаружении - без суда и следствия.

Напомним, что Совбез ООН еще этим летом принял резолюцию, которая разрешает военным судам применять силу против пиратов. Однако тут тоже не все просто. Во-первых, корреспонденту "РГ" известно, что отдельные судовладельцы ведут с сомалийскими бандами переговоры о выкупе захваченных моряков и неофициально просят военных не стрелять, опасаясь за жизнь заложников.

Во-вторых, профессора морского права рассказывают с телеэкрана, что пиратов можно "взять за жабры" только в тот момент, когда они совершают нападение. В остальное время крайне сложно довести суд над ними до какого-либо наказания.

Очевидно, впрочем, что не только формальные правовые моменты мешают мировому сообществу бороться с пиратством. В конце концов, когда американцам во время войны в другом заливе - Персидском потребовалось досматривать проходящие суда, они нашли решение. И досматривали кого считали нужным.

Зоны жизненно важных интересов

Есть мнение, что развитие пиратского промысла не обходится без влияния извне. Сомалийский шельф якобы как губка напитан нефтью. Однако начать добычу мешает политическая и военная нестабильность на Африканском Роге. Некоторые эксперты осторожно предполагают, что, возможно, американцы даже приплачивают сомалийцам, чтобы те довели ситуацию в регионе до точки кипения. В таком случае США намерены якобы получить разрешение ООН на вторжение в Сомали. И в результате взять под контроль не только источник углеводородов, но и транспортный путь всемирного значения.

При этом российские военные эксперты в один голос говорят о том, что победить пиратов только на море невозможно. Необходимо разгромить пиратскую разведку, восстановить в Сомали государственность, начать борьбу с бедностью. То есть действовать и на берегу.

Собственно, сомалийский посол тоже придерживается такого мнения: с экрана телевизора он предлагает России создавать на территории Сомали военные базы. Это-де удовлетворит амбиции нашего государства.

Однако для того, чтобы в этом кипящем котле создавать военные базы, нужно иметь очень серьезные резоны. Некоторые эксперты полагают, что они есть. От Африканского Рога рукой подать до Аравийского полуострова, Ирана и Ирака. Кроме того, в противоположной стороне от этого нефтяного клондайка располагаются богатые месторождениями страны Центральной Африки.

Сами США пока не обнародовали своих планов по освоению сомалийского берега. И, скорее всего, если решат сделать что-либо подобное, то обойдутся без публичности.

Хотя, возможно, у них совершенно иные планы. Независимый эксперт, пожелавший остаться неизвестным, предложил корреспонденту "РГ" следующее объяснение событий вблизи с Сомали. Как известно, универсальным выходом из глобального экономического кризиса, связанного с падением спроса, является война. Борьба с сомалийскими пиратами в море и на берегу может стать небольшим очажком военных действий, которые теоретически могут ослабить влияние кризиса на экономику.

Однако существует и более простая и одновременно страшная догадка. Что, если наш цивилизованный мир просто не умеет справляться со средневековыми угрозами?

Справка "РГ"

По официальным данным, за 9 месяцев 2008 года в Мировом океане зафиксировано 214 случаев пиратства и вооруженных ограблений судов против 213 подобных инцидентов в 2007 году.

В результате пиратских нападений погибли 7 членов экипажей, ранены 20 моряков, в заложники взяты 430 человек. Кроме того, было захвачено и угнано соответственно 29 судов против 16 в прошлом году.


<a href='http://www.rg.ru/2008/11/27/abordazh.html' title='крюинг'>http://www.rg.ru/2008/11/27/abordazh.html</a>

О сайте

Информационный сайт для моряков и крюинговых компаний. Работа и вакансии в море.