Новости

Ни на море, ни на суше моряки не бьют баклуши.

Кто сегодня идет осваивать морские специальности? Как происходит подготовка будущих моряков? Что их ожидает после получения дипломов?.. После посещения Санкт-Петербургского морского технического колледжа у журналистов не осталось вопросов, на которые они не получили бы исчерпывающих ответов.

Для затравки следующий, на первый взгляд парадоксальный факт: после получения диплома по одной из морских специальностей 19-летний парень может легко рассчитывать на место в команде с месячной зарплатой как минимум 1500 долларов. При этом, как признал директор колледжа Виктор НИКИТИН, в его учебном заведении, впрочем, как и в других морских училищах и вузах, недобор. Мало того, из тех, кто все-таки получил диплом моряка, работают на судах не более 30 процентов. Между тем материально-техническая база колледжа впечатляет. Например, под компьютерные тренажеры, позволяющие отрабатывать навигацию и судовождение, отведен целый этаж. Заходишь в один из классов этого этажа и… оказываешься в рубке современного судна. Звучат команды на английском языке, мимо проплывают суда – благодаря гигантским, во всю стену, мониторам достигается эффект присутствия, отчего захватывает дух.

А если выйти во двор колледжа, то можно увидеть фрагменты настоящих кораблей, настоящие огонь и воду: курсанты отрабатывают тушение пожаров, экстренное покидание тонущего судна. Ребята, облаченные в современные гидрокостюмы, один за другим прыгают с палубы в бассейн, плывут до крытого надувного спасательного плота и с помощью товарищей забираются внутрь. На улице минус пять, и на поверхности воды плавают кусочки льда…

Все спецпредметы в колледже преподают люди, которые не один год ходили в море. Личный опыт, по словам одного из преподавателей, позволяет дополнять «мертвые» учебники жизненными подробностями, что, безусловно, делает занятия более интересными и полезными. Да и вообще педагог, «продутый солеными ветрами», воспринимается совсем иначе, нежели кабинетный теоретик.

Впрочем, качественный состав преподавателей, оборудование, программа обучения – это тот необходимый набор, который позволяет колледжу выдавать дипломы международного образца, позволяющие работать под любым флагом. К несчастью отечественных судовладельческих компаний, молодые моряки выбирают флаги заграничные.

По словам директора по персоналу Северо-Западного пароходства Валерия БОГДАНОВА, из-за недоработок в законодательстве российские компании несут налоговое бремя куда более тяжелое, чем зарубежные. Соответственно, конкурентоспособную зарплату предложить морякам не в состоянии. Поэтому на российских судах в основном работают либо курсанты (в процессе обучения в колледже они проходят в общей сложности 8-месячную практику), либо пенсионеры.

Иностранные компании, в отличие от отечественных, экономят на социальной защите – страховках от несчастных случаев, медицинских страховках и т. д., но… ради высокой зарплаты моряки готовы рисковать.

И все же почему молодежь сегодня не стремится в морские учебные заведения? Ведь так или иначе, но для парня из обычной семьи кратчайший путь за границу, как и кратчайший путь к колоссальным по российским меркам заработкам, пролегает через океан.

Демографический кризис и падение популярности рабочих специальностей – это те общие проблемы, которые коснулись в том числе и судоходства.

Но есть причины и частные. Все меньше молодых людей выдерживают жесткие требования медицинских комиссий, дающих «добро» на обучение в морских училищах и вузах, а впоследствии и на работу в море. Причем если смотреть на эту проблему шире, то психологически выдержать длительную изоляцию от внешнего мира современному человеку становится все тяжелее. Кроме того, здесь есть еще один нюанс.

Как отметил генеральный директор представительства «СовКомФлота» Михаил НАКОНЕЧНЫЙ, в морских профессиях исчезла романтическая составляющая. Особенно остро это прослеживается в нашей стране. Во-первых, рухнул железный занавес, и «загранка» перестала быть морским эксклюзивом. Во-вторых, изменилось качество работы на судах. Порты в экологических целях переносят за пределы крупных городов, трубопроводы, через которые осуществляется загрузка нефти или газа, вообще выводятся в море. Так что танкеры зачастую выполняют свои функции не заходя в порт. Соответственно, возможность, как говорят, «посмотреть мир» превращается в условность.

И все-таки для ребят, которые выбирают морское учебное заведение, по-прежнему открыто множество заманчивых перспектив. В частности, это карьерный рост. Стать капитаном позволяет даже диплом колледжа. Не надо забывать и о том, что тяжелый трудовой марафон плавания сменяется продолжительным отдыхом. В конце концов, все морские специальности чрезвычайно востребованы на берегу. Не только мотористов и механиков, но и обычных матросов всегда ждут на судостроительных предприятиях. Высочайший уровень подготовки, универсализм, дисциплина, способность адаптироваться в коллективе и умение работать в авральном режиме – все эти качества моряков хорошо известны петербургским работодателям. А это значит, что с морским дипломом и на суше не пропадешь.

<a href='' title=''></a>

О сайте

Информационный сайт для моряков и крюинговых компаний. Работа и вакансии в море.