Новости

Пограничников, расстрелявших судно "Нью Стар", оправдали

Министерство иностранных дел России озвучило свою позицию по поводу инцидента с судном "Нью Стар" в Японском море (напомним, что этот корабль под флагом Сьерра-Леоне нарушил границу Российской Федерации, и пограничники после длительного преследования смогли его остановить только после открытия огня. Во время конвоирования "Нью Стар" в Находку команда покинула терпящее бедствие судно на спасательных плотах, но до российских кораблей добрались лишь 8 членов экипажа из 16).

Официальный представитель МИД России Андрей Нестеренко выступил с официальным заявлением.

- Глубоко сожалеем и выражаем соболезнования в связи с трагическими последствиями этих событий, повлекшими гибель людей.  – цитирует Андрея Нестеренко сайт МИД . - Подлинная картина произошедшего выглядит следующим образом. Поздно вечером 12 февраля сухогруз «Нью Стар», не пройдя таможенного и пограничного оформления, без получения соответствующего разрешения властей самовольно вышел от места стоянки в заливе Находка в сторону государственной границы, что было зафиксировано постом технического наблюдения пограничной службы.

Данные действия явились грубым нарушением требований статей Закона Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации» от 1 апреля 1993 года и Федерального закона «О внутренних морских водах, территориальном море и принадлежащей зоне Российской Федерации» от 31 июля 1998 года.

В ответ на направленный запрос пограничных властей капитан сослался на необходимость «слить сточные воды» и после этого на требования вернуться к месту стоянки не отвечал. В данной ситуации в соответствии с положениями Конвенции ООНпо морскому праву 1982 года с целью преследования и задержания судна-нарушителя было направлено дежурное пограничное судно сопровождения «Приморье» и пограничное патрульное судно «Маньчжур».

С 3:41 до 10:10 часов 13 февраля российские пограничные корабли подавали на судно «Нью Стар» принятые в международной практике сигналы об остановке и о возможном применении против него оружия. В частности, пограничное патрульное судно «Маньчжур» с 4:00 до 9:00 непрерывно преследовало судно «Нью Стар» на близкой дистанции (3-8 кабельтовых), подавая сигналы к остановке. Однако сухогруз по-прежнему не реагировал, на связь не выходил и, опасно маневрируя, продолжал уходить от преследования. К 8:00 подошло пограничное судно сопровождения «Приморье», которое также начало подавать сигналы к остановке.

С учетом продолжающегося игнорирования «Нью Стар» команд к остановке в 10:10 по местному времени в ходе преследования в исключительной экономической зоне Российской Федерации произведены предупредительные выстрелы в соответствии с действующими законодательными нормами о применении оружия при защите государственной границы.

Судно-нарушитель на предупредительную стрельбу не реагировало, продолжая следовать курсом на выход из исключительной экономической зоны Российской Федерации. В этой ситуации в 10:51 часов пограничный корабль вынужден был произвести стрельбу на поражение по носовой части сухогруза, чтобы не задеть экипаж судна, рубка которого находится на корме. «Нью Стар», тем не менее, по-прежнему не реагировало и продолжало движение прежним курсом.

Исходя из игнорирования судном-нарушителем всех сигналов и команд к остановке, через продолжительное время, в 16:15 пограничный корабль был вынужден снова произвести стрельбу на поражение по винто-рулевой группе судна-нарушителя. Даже после этого «Нью Стар» продолжало попытки уйти и было остановлено только около 18:00.

Андрей Нестеренко особо подчеркнул, что капитан судна в течение 18 часов не выполнял законные требования пограничных властей, длительное время упорно игнорировал сигналы и команды пограничных кораблей. И лишь только после того, как в судно попали 512 крупнокалиберных патронов, капитан «Нью Стар» вышел, наконец, на связь, сообщив, что судно ложится на обратный курс в порт Находка, никто из членов экипажа не пострадал, судно на ходу и в помощи не нуждается.

- При следовании в порт Находка в условиях плохой погоды и усилившегося шторма капитан «Нью Стар» 15 февраля в 3:40 передал, что в связи с выходом из строя главного двигателя и рулевого устройства судно легло в дрейф в 65 милях от залива Находка, – рассказывает Андрей Нестеренко. - Осмотровую группу из-за плохих погодных условий высадить на борт сухогруза было невозможно. В 7:55 капитан «Нью Стар» подал сигнал бедствия и решил эвакуировать экипаж, хотя судно держалось на плаву, не было обесточено, имело работающие средства связи, что позволяло продолжить борьбу за спасение сухогруза.

В 8:50 экипаж покинул судно «Нью Стар» с использованием спасательных плотов (на них разместились, соответственно, на первом – 5 граждан Индонезии и 3 гражданина КНР, а на втором – 1 гражданин Индонезии и 7 граждан КНР), хотя на судне имелись два спасательных бота.

Причем один из плотов был открытым и абсолютно не приспособленным для сохранения жизни людей в условиях сильного шторма и зимних температур (скорость ветра – до 28 метров в секунду, высота волн – до 7 метров, температура воды +4-6 градусов Цельсия, воздуха 5-8 градусов ниже ноля). В результате открытый плот сразу же наполнился ледяной водой, часть экипажа смыло в море.

Андрей Нестеренко утверждает, что в этих условиях российскими пограничниками были предприняты все возможные и своевременные меры по спасению экипажа. Спасательная операция крайне затруднялась штормовой погодой. К 9:40 15 февраля пограничный корабль поднял на борт 8 человек с закрытого спасательного плота.

Были также предприняты попытки поднять людей с открытого плота, закончившиеся неудачей. Все это время судно «Нью Стар» по-прежнему держалось на плаву. Спасательные работы были продолжены подошедшим в район аварии спасательным судном «Лазурит», которое вело их вплоть до 20 февраля.

В настоящее время компетентные органы Российской Федерации продолжают расследование всех обстоятельств инцидента. Правоохранительными органами Российской Федерации в отношении капитана судна «Нью Стар» возбуждено уголовное дело по ч.1 статьи 322 Уголовного кодекса Российской Федерации.

По имеющимся данным, члены экипажа «Нью Стар» сообщили, что в ходе преследования просили капитана выполнить требования остановиться со стороны российских пограничных кораблей, однако капитан, находившийся на связи с компанией-судовладельцем, отказывался это сделать. Капитан «Нью Стар» также подтвердил, что на него оказывалось сильное давление компанией-судовладельцем.

Отмечаем, что вне зависимости от того, принимал ли капитан решение о несанкционированном выходе из российского порта и игнорировании законных требований российских пограничных властей самостоятельно или по указанию судовладельца – китайской морской транспортной компании, он действовал крайне безответственно, намеренно нарушая закон Российской Федерации и ставя под угрозу безопасность членов экипажа вверенного ему судна. Объективные обстоятельства указывают на то, что данный инцидент вызван действиями капитана судна «Нью Стар», который должен нести всю вину за происшедшее.

Однако профессиональные моряки не согласны с выводами МИДа относительно законности действий российских пограничников.

В частности, главный редактор интернет-издания «Морской бюллетень - Совфрахт» считает, что у владельца потопленного судна есть все шансы отсудить огромную неустойку у Российской Федерации.

- Скандал будет, он уже начался, - пишет на своем сайте  Михал Войтенко. - Его постараются замять или сам затухнет, но придется платить. Придется платить за все (судно например) втридорога и более того – в условиях существующего в судоходстве кризиса судовладелец не исключено, останется в хорошем «наваре», и уже сейчас бешено щелкает калькулятором. Но это только часть последствий, я бы сказал, верхушка айсберга. Произошел инцидент, который возмутит все мировое судоходство. Это что же такое получается – обычное грузовое судно с обычными моряками можно потопить вот так, походя?

По мнению Михаила Войтенко, прецеденты  задержания со стрельбой промышляющих в российских водах судов-браконьеров нельзя относить к случаю с теплоходом "Нью Стар".

-  В большинстве случаев, дело заканчивается тем, чем оно и должно заканчиваться, высадкой досмотровой партии, – пишет Михаил Войтенко. - Она уже и осуществляет задержание судна, если в том есть необходимость. Российские пограничники на Дальнем Востоке постоянно, как мы слышим по новостям, задерживают иностранных и своих браконьеров. Как они это делают? Погоней и высаживанием на судно-нарушитель досмотровой партии, часто с риском для жизни. Им и в голову не приходит топить нарушителя, хотя он-то, в отличие от т/х New Star, не административный, а уголовный правонарушитель.

Михаил Войтенко приводит пример самой длительной погони за нарушителем закона, когда в начале нового века рыболовное судно браконьерствовало вблизи Австралии.

- За ним погнались австралийские военные, гонка тянулась месяц или более и чуть не стала кругосветной, к погоне подключились военные ЮАР,  - сообщает он. - Но никому и в голову не пришло топить нарушителя. Дело закончилось задержанием браконьера, осуществленным путем высадки группы захвата в бурном океане вблизи Антарктики, военные рисковали жизнью, но все сделали, согласно закону.


seajobs.ru

О сайте

Информационный сайт для моряков и крюинговых компаний. Работа и вакансии в море.