Новости

Остановка по требованию

Судьбу сухогруза «Метелица», брошенного в морском порту Петербурга всеми, кроме голодающего и замерзающего экипажа, сегодня решал Кировский районный суд города на Неве. Судно арестовали. С этим решением появилась надежда, что 13 моряков через какое-то время смогут покинуть корабль, получить долги по зарплате и наконец вдоволь поесть. Эксперты рассказали газете ВЗГЛЯД, почему моряки периодически попадают в похожие ситуации.
13 моряков с сухогруза «Метелица» больше месяца сторожат в порту Петербурга свой корабль, фактически брошенный хозяевами и арендаторами на произвол судьбы. Топлива на судне нет, каюты не отапливаются, еда и вода на борт не поступает, зарплаты моряки не видели с января.

Виноватых в этой ситуации, как водится, много, а ответственность нести не хочет никто. Владельцем судна является компания ЗАО «Панамо-русское пароходное общество» со штаб-квартирой в Мурманске, для хождения по морям и океанам «Метелицу» арендовала другая компания - «АзЧерРыба» из Новороссийска, а экипаж на борт набирали и зарплату обещали выдавать вообще третьи лица, прописанные в далеком Белизе - «Мэрвин Трэйдинг ЛТД».
В порт Петербурга «Метелица», идущая из Калининграда на Фарерские острова, зашла в конце февраля. С тех пор моряки здесь и бедствуют. Но свои обязательства по трудовому договору выполняют четко – корабль не покидают и стараются по мере сил поддерживать его в нормальном состоянии.
Городские благотворительные организации помогали, чем могли: хлебом, китайской лапшой быстрого приготовления… Но это было, конечно, только временное решение проблемы.
В понедельник Кировский районный суд Петербурга постановил арестовать судно. Судовладельцы на заседание суда не пришли, гости с Белиза - тоже. Поэтому решение об аресте «Метелицы» вряд ли уже кто-то опротестует.
Случай, когда моряков «кидают», оставив без еды, воды и средств к существованию - далеко не единичный. И хорошо еще, что «Метелица» стоит в России, в таком хорошем городе, как Петербург. Хуже, когда моряков без еды и денег оставляют на несколько месяцев совсем далеко от дома.
Богатым на такие ситуации выдался 2006 год - в Испании тогда бросили экипаж российского траулера «Владимир Шаруда», а во Вьетнаме терпел бедствие забытый хозяевами сухогруз «Тихон Семушкин».
Газета ВЗГЛЯД попросила объяснить, почему так происходит и что с этим можно сделать, главного правового инспектора Балтийской территориальной организации Российского профсоюза моряков Дмитрия Иванова. На суде по «Метелице» он представляет интересы экипажа судна.
«Сегодняшнее решение суда об аресте судна на практике влечет за собой запрет кораблю покидать морской порт Петербурга до того момента, пока с экипажем полностью не рассчитаются по зарплате. В самое ближайшее время будет начато исполнительное производство по этому делу, мы уже получили из суда все необходимые документы, сегодня вечером сдадим их судебным приставам, - рассказал Дмитрий Иванов. –
Судно опишут и назначат организацию, которая возьмет его на ответственное хранение, будет отвечать за дальнейшее поддержание его в нормальном состоянии».
Что касается бедствующих моряков, то им придется еще чуть-чуть потерпеть. По словам Иванова, компания, выступающая агентом по снабжению, изыскала возможность отправлять моряков, свободных от вахты, в одну из гостиниц Петербурга (гостиница «Аннушка»). Если на корабле нет еды вообще, то в гостинице им организовали питание. В общем, с голоду умереть не дадут.
«Сложно дать совет о том, как не попасть в подобную ситуацию. Ведь главная причина случившегося не в моряках, не в том, что они как-то неправильно заключают трудовые договоры, - объясняет специалист. – Причина заключается в отсутствии в России органа, уполномоченного контролировать социально-трудовые отношения в этой сфере. Сейчас этот вопрос не контролирует никто, и мы получаем, то, что получаем».
По словам представителя профсоюза моряков, вполне можно понять логику компаний-судовладельцев, сдающих свои суда в аренду другим компаниям. Таким образом, они могут минимизировать свои расходы, сократить налоговые выплаты за счет разного налогового законодательства в разных местах, и претензии к работе фирмы, расположенной, например, в далеком Белизе предъявить весьма проблематично.
Вместе с тем, объясняет юрист, проблема заключается не в отсутствии правовых норм, защищающих моряков, а в том, что эти нормы не реализуются на практике. Государство не следит за их исполнением.
«В Кодексе торгового мореплавания есть хорошая статья, - приводит Дмитрий Иванов. – Владелец судна должен страховать ответственность за жизнь и здоровье моряков. В идеале, в море должно быть так же, как на дороге – когда наступает страховой случай, мы с полисом ОСАГО приходим в страховую компанию и получаем положенные выплаты. Не платят нам зарплату - мы идем к «страховщику», он отдает нам деньги и сам решает все вопросы с организацией, которая их не выплачивала. В сфере морских перевозок эта система, к сожалению, на практике не действует».
Как уже было сказано, представители судовладельца, новороссийской компании, арендовавшей судно и компании с Белиза, заключавшей с экипажем трудовой договор, на суде не присутствовали. Хотя, по крайней мере, мурманским хозяевам «Метелицы» повестки точно были вручены.
«Самый реальный выход из этой ситуации – продажа судна другой компании. Тогда из части полученных от продажи средств можно будет выплатить морякам долги по зарплате, - считает главный правовой инспектор Балтийского отделения Российского профсоюза моряков. – Это не первый подобный случай, даже у нас, в Петербурге. На рубеже 2007-2008 года здесь были арестованы два транспортных рефрижератора, в прошлом году – еще одно судно.
Моряки после долгих месяцев разбирательств так или иначе получают свою зарплату. Но вот потерю здоровья и нервов им уже никто не компенсирует. Да, они могут в принципе подавать в суды иски о компенсации морального вреда. Но, как правило, они не подаются. Эти дополнительные требования существенно усложняют и удлиняет судебный процесс».


seajobs.ru

О сайте

Информационный сайт для моряков и крюинговых компаний. Работа и вакансии в море.