Новости

Финансовое бедствие: сотни российских моряков остались без еды и зарплаты

Сотни российских моряков остались фактически без средств к существованию. Их бросили на произвол судьбы судовладельцы. Моряки в буквальном смысле на мели. У них нет денег ни на еду, ни на билет домой. 

Российские моряки погрязли в долговой яме. Из разных уголков земного шара то и дело приходят сообщения SOS с судов с российскими экипажами. И дело не в пиратах. Моряки терпят бедствия на собственных кораблях. Не на суше и не в океане, а в водовороте кризиса, который настиг морские перевозки. Экипажам месяцами не платят зарплату.

Суда и экипажи разбросаны повсюду – от Панамы до Южной Кореи. Сразу несколько стоят в портах Санкт-Петербурга и Геленджика. Кораблей, которые застряли без денег, уже десятки – более 30. А вместе с ними брошенными по всему миру оказались около сотни российских моряков. Самая сложная ситуация сейчас складывается в Панаме на судне "Пируит": экипаж стоит в порту уже седьмой месяц.

В Панамский порт Кристобаль моряки с "Пируита" плыли на выгрузку. По дороге сели на мель. Пришлось ремонтироваться. А после судовладелец отказался оплачивать ремонт. И перестал платить зарплату. Экипаж попросту бросили. Продуктов, что были в запасе, хватило на несколько месяцев. Топлива – тоже. Дальше выживали, как могли.

"20 августа закончилось топливо. Следовательно, судно оказалось обесточено. Рефрижераторы остановились. И остатки продуктов пропали. Оставалось немного сухих продуктов", - рассказал капитан "Пируита" Владимир Веревкин.

Особенно моряки экономят пресную воду. В бочки собирают дождевую. Ее пьют (в тропической Панаме сейчас за 30 градусов), на ней же готовят. Все, что осталось на борту, – это несколько килограммов картошки и лука. Готовят на костре. На удочку ловят рыбу. Правда, клюет, говорят, плохо.

За время этой вынужденной стоянки капитан Владимир Веревкин похудел на 30 килограммов. Существует команда почти в антисанитарных условиях. Без топлива судно обесточено. Элементарно не работает даже туалет. Но сдаваться никто не собирается. Экипажу из 11 российских моряков судовладелец должен зарплату за полгода – более 100 тысяч долларов.

На вопрос, могут ли моряки общаться с близкими, Владимир Веревкин ответил: "У нас на судне есть 2 сотовых телефона. Но там нет денег. Там что в основном они нам звонят".

Несколько дней назад на судно привезли продукты. О бедственном положении моряков узнали русские бизнесмены, которые сейчас живут в Панаме. Провиант на "Пируите" встречали всей командой. Дней на 10, говорят моряки, растянем.

Именно так сейчас обстоят дела на большинстве кораблей, чьи судовладельцы либо на грани банкротства, либо уже банкроты. У "Пируита" - это британская фирма Anabatic Limited. У нее, кстати, проблемы сразу с несколькими судами – без денег остаются моряки "Южной жемчужины". Там - 12 россиян.

Разобраться, кто именно виноват во всех этих историях, сложно. Корабль, как правило, ходит под так называемым "удобным" флагом, к примеру, той же Панамы, где ниже налоги. Владелец представляет совсем другую страну. А экипаж – вообще интернациональный. Не говоря уже о большом количестве разных фирм-посредников. Эксперты говорят о целом комплексе причин кризиса в морском бизнесе.

"Один из первых критериев, по которому судят о деятельности компании, - это наличие коллективного договора с профсоюзом. Если компания отказывается вести переговоры, заключать коллективный договор, а это требование международного законодательства, ясно, что в конечном итоге компания попадет в такое положение. Вторая причина: во многих случаях компаниями управляют некомпетентные в морском бизнесе люди. Судоходный бизнес обещал большие прибыли. Но финансовый кризис как третья причина обнажил острые углы и приводит эти компании фактически к банкротству, к распаду", - пояснил Сергей Фишов, заместитель председателя Российского профсоюза моряков.

Российский профсоюз моряков опубликовал черный список судов и компаний-судовладельцев, которым не стоит доверять. В нем – несколько десятков пунктов. В каждом указано название судна, флаг под которым оно ходит, имя владельца, количество российских моряков на борту и долг по зарплате.

Разброс - от 30 тысяч долларов за пару месяцев, как на "Анни", что арестовано в порту Геленджика, до 300 тысяч долларов за полгода, как на "Магдалене" - корабль уже несколько месяцев стоит в Арабских Эмиратах. По данным того же профсоюза, всего российским морякам по миру судовладельцы задолжали свыше 2 миллионов долларов.

Есть еще суда-претенденты в черный список. Это "Килмор", чей экипаж уже 10 месяцев "загорает" в порту Варны, Virtus, который простаивает в Испании, и теплоход "Степанида" - 3 месяца на якоре во Вьетнаме.

Причем, бедствуют не только экипажи в море, но их семьи на суше. Так, капитан "Пируита" рассказал, что его дочь собирается бросить институт, потому что платить за учебу нечем. Всех российских моряков уже просто заждались дома.

Все свободное время Ольга Вострикова проводит в Интернете и у телевизора. Ждет новостей. Ее муж – капитан теплохода "Магдалена" - должен был вернуться домой в начале октября. Но командировка затянулась. Судно арестовали за долги. Оно уже третий месяц стоит в Дубае.

Связь держат по телефону, но созваниваются редко. Экономят. Зарплату морякам "Магдалены" не платят уже полгода. Экипаж даже объявлял голодовку. Но безрезультатно. В ближайшие дни несколько человек из команды собираются покинуть корабль.

"Это относительное разрешение ситуации. С точки зрения здоровья – это да. Было бы лучше. Но с точки зрения денег – нет. Мы на них живем всей семьей, - говорит Ольга Вострикова. - Конечно, очень обидно, если заработанные честным трудом деньги он просто не получит".

В Саудовскую Аравию и Иран "Магдалена" везла строительный груз. Но он до сих пор на борту. Судовладелец бездействует. Продукты - на исходе. Моряки – на грани. "Экипаж уже в отчаянии. Надежды нет. Экипаж озлоблен, никому не верит и просто хочет поехать домой. Я хочу сказать, что мы здесь находимся как в рабстве у судовладельца. Он не реагирует на наши запросы, а только за воду и еду держит нас здесь шестой месяц", - рассказал по телефону Роман Востриков.

Дома его ждет не только жена, но и двое детей. Старший сын сейчас заканчивает школу. После, несмотря ни на что, собирается поступать в мореходку. Востриковы - семья потомственных моряков. "Все по отцовской линии были моряками. Я считаю, что это интересная профессия. Мне лично она нравится", - сказал сын капитана "Магдалены".

Однако романтики в этой профессии все меньше. Капитану Вострикову, скорее всего, придется сменить судно - теплоход "Магдалена", как и большинство бедствующих кораблей, вероятно, уйдет с молотка.

Это традиционная схема: на брошенное судно накладывают арест, продают, а из вырученных денег морякам выплачивают зарплату. Она уже сработала, к примеру, на судне "Лифт-1", несколько месяцев стоявшем в Южной Корее. Его моряки накануне с зарплатой вернулись домой. Денег ждет и экипаж проданного корабля "Профессор Белянский", который стоял на приколе в Китае.

Вообще, ожидание во всех этих историях – ключевое понятие. По морским законам, если экипаж покидает судно, зарплату он скорее всего не получит. Ну или добиться выплаты будет крайне сложно. Потому моряки и их семьи и терпят месяцами это вынужденное положение на мели.


http://www.vesti.ru/doc.html?id=321709&cid=1

О сайте

Информационный сайт для моряков и крюинговых компаний. Работа и вакансии в море.