Новости

Почему моряки бегут из Литвы?

Сегодня в Литве насчитывается всего 5-6 тысяч действующих, то есть регулярно работающих в море моряков. Казалось бы, Литовское государство, позиционирующее себя как морское, должно бережно относиться к людям этой уникальной профессии, связанной с рисками и лишениями. Моряков холят и лелеют и в таких признанных морских державах, как Англия, Норвегия, Голландия, и тем более в таких небольших государствах, как Эстония и Латвия.

И хотя у соседей счет морякам идет на десятки тысяч, их тем не менее не ставят в один ряд с людьми других профессий. Например, в Латвии для моряков существует особый режим в налоговом законодательстве, в Эстонии моряки уходят на пенсию в 58 лет и вообще освобождены от налогов. Социальные льготы существуют во многих странах Евросоюза для повышения престижа морской профессии. И только в Литве у моряков нет никаких прав на государственные льготы и лишь одна обязанность – платить налог на доходы. Как будто экономика страны рухнет без денег 5-6 тысяч человек. Чувствуя себя пасынками в своем государстве, многие моряки вместе с семьями навсегда уезжают из Литвы. Туда, где моряков ценят.

Чужие на собственном празднике

Впрочем, о каком престиже морской профессии в Литве можно говорить, если даже на Празднике моря моряки как будто посторонние? Прошлись на параде в красивой морской форме, посидели в первом ряду на концерте и – до свиданья! Традиционные вечера для моряков, которых они всегда так ждали и где могли пообщаться друг с другом, больше не проводятся. Якобы нет денег. На пышный прием у мэра города, на вечеринку для яхтенных капитанов международной парусной регаты деньги нашлись, а на своих не хватило. И это при бюджете в несколько сот тысяч литов.

В прошлом году члены Клуба капитанов скинулись и сами организовали себе праздник. В минувшую пятницу к ним на заседание пожаловал директор общества «Юрос швенте» Ремигиюс Моцкус. Рассказал, как будут проходить торжества: разумеется, честь возглавить праздничный парад будет предоставлена морским капитанам. На прямой вопрос о вечере для моряков ответил: денег нет -  судоходные компании пожелали выкупить пригласительные билеты всего-то на 45 человек, места для проведения вечера в городе тоже не осталось (!). Правда, мэр Клайпеды Витаутас Грубляускас, узнав о таком конфузе, позвал Клуб капитанов в полном составе на свой прием. Шестеро согласились, остальные отказались.

«Пойти в гости на вечер к мэру в качестве морского антуража – себя не уважать. Капитан должен заботиться о своем экипаже, и Клуб капитанов настаивал на вечере для всех моряков, а не только для себя», - утверждает морской капитан Зенонас Каупас.

Кстати, о красивой морской форме. Ее шьет единственное ателье в городе и, имея на это монопольное право, нещадно поднимает цену. Стоимость кителя дошла уже до 850 литов, чуть дешевле стоит морская фуражка.

Президент против дискриминации моряков

Как это может быть в правовом государстве, чтобы законодатели в лице Сейма устанавливали законы, а исполнители в лице правительства их отменяли? В 2003 году Сейм принял закон о нулевом налоговом тарифе для моряков, который действовал с 2004 по 2008 годы. Волевым решением «ночного правительства» закон этот был отменен, и с 2009 года налоговая льгота действует только для моряков, работающих на судах, зарегистрированных в странах Европейского экономического сообщества, доходы остальных моряков облагаются 15-процентным налоговым тарифом.

«Международные морские конвенции предъявляют одинаковые требования к морякам, где бы они ни работали – на судах Евросоюза или под удобными флагами. Исходя из этого к ним так же одинаково должно относиться и государство. Разделяя моряков на своих и чужих, власти тем самым подвергают их дискриминации и нарушают Конституцию ЛР. Мы неоднократно указывали на это, обращаясь в Сейм и правительство с просьбой вернуть налоговые льготы всем морякам. Осенью прошлого года удалось добиться хотя бы того, чтобы нулевой налоговый тариф распространялся на моряков, отработавших в море 183 суток в календарном году. Однако президент Литвы наложила на него вето», - напомнил председатель Союза моряков Литвы Пятрас Бекежа.

Президент Литвы вернула принятый Сеймом закон на доработку. По ее мнению, условие для установления налоговой льготы дискриминирует тех моряков, которые по объективным причинам не могут находиться в море более полугода. Следовательно, глава государства в принципе не против осовобождения моряков от подоходного налога и явно указала на неправомерность дискриминации хотя бы небольшой части людей этой профессии.

Никто не помнит

Сразу после президентского вето Союз моряков Литвы направил в парламентскую комиссию по морским делам и рыбному хозяйству предложение по доработке отвергнутого закона. Суть его такова: налоговая льгота должна распространяться на всех моряков вне зависимости от места регистрации судна и времени нахождения в море. Как сообщалось, новый законопроект был зарегистрирован в канцелярии Сейма в конце ноября прошлого года. По информации парламентария-клайпедчанина Эвалдаса Юркявичюса, его представление Сейму состоялось 10 декабря. Затем слушание назначили на 22 декабря, поскольку законодатели пожелали узнать мнение правительства и Брюсселя. Правительство дало отрицательную оценку законопроекту, к тому же опоздав с ответом, поэтому вопрос был снят с повестки дня 22 декабря, а новая дата так и не назначена.

С тех пор много воды утекло. Напрасно моряки месяц за месяцем упорно искали на сайте Сейма информацию о «своем» законопроекте – похоже, парламентарии о нем забыли. По крайней мере, член Сейма Эвалдас Юркявичюс теперь даже сомневается, а был ли вообще проект зарегистрирован в канцелярии, хотя именно он представлял его своим коллегам 10 ноября.

«Я даже не помню, проходил ли проект процедуру регистрации. Кажется, мы его обсуждали в комиссии по морским делам и рыбному хозяйству. Но это вопрос не ко мне. Спросите лучше у председателя комиссии Аудрюса Эндзинаса, он должен знать», -  признался Э.Юркявичюс «Литовскому курьеру», когда мы поинтересовались у него судьбой законопроекта. До председателя дозвониться не удалось – долгое время он болел, а теперь у парламентариев каникулы.

По словам П.Бекежи, после отрицательного отзыва правительства морской профсоюз направил в упомянутую парламентскую комиссию письмо с контраргументами. «Мы изложили в письме достаточно весомые аргументы, разбивающие позицию Минфина, на которой в основном и строился отрицательный отзыв правительства. Больше ничего сделать пока не удалось. К сожалению, интересы моряков в Сейме отстаивать некому. Там нет человека, которому были бы близки и понятны проблемы моряков. Единственный, кто еще помогает, это клайпедчанин Э.Юркявичюс», - с сожалением констатировал П.Бекежа.

Оно и понятно: политики вспоминают о моряках обычно перед выборами, а сейчас они никому не интересны...

Косвенные налоги

Года три-четыре назад члены Клуба капитанов подсчитали, во сколько литовскому судоводителю обходится обновление пакета документов, которое производится каждые пять лет. Получалось около 8 тысяч литов, включая оплату курсов и сами «корочки». Сейчас, пожалуй, еще дороже. Так, повторные курсы операторов GMDSS стоят 1200 лт (первичные 2200 лт), сам сертификат – 225 лт, RLS и ARPA – 1500 (капитанам и старпомам 1300 лт), SOLAS – 410 лт (первичные курсы 520 лт), борьбы с пожарами – 400 лт, по спасательным средствам – 280 лт (первичные курсы 640 лт). И так далее, всего более 10 сертификатов, каждый из которых, то есть «корочка», стоит 64 лт, если в срочном порядке – 96 лт.

«Интересно, кто устанавливает цены на «корочки» - всего лишь заламинированный листок бумаги стоимостью более полусотни литов? Зачем потребовалось вводить сертификаты нового образца, на которых печать такого низкого качества, что не разобрать букв? Судовладельцы отказываются их принимать, потому что невозможно ничего прочитать. Стыдно перед ними за свою страну», - возмущается капитан Евгений С.

Не понимают иностранные коллеги наших моряков, когда узнают от них о литовских правилах дипломирования. Во многих странах постоянно работающим морякам обмен морских документов производят автоматически. Морская администрация Литвы в начале года пообещала было, что тоже упростит процедуру обмена некоторых документов для моряков с определенным стажем работы в море, но обещанного, как говорится, три года ждут.

«Да не будут они ничего менять и тем более упрощать. Сама аттестация стоит 134 лита, причем часть этих денег идет членам аттестационной комиссии, состоящей из сотрудников Морской администрации Литвы, – кто же откажется от лишней тысячи в месяц к зарплате? Моряк в Литве – словно дойная корова, каждый норовит содрать побольше. В странах ЕС моряки проходят медкомиссию раз в два года – мы раз в год, а то и чаще выходит, если срок действия заканчивается через пару месяцев, а впереди 4-месячный рейс. Это еще 500 литов из кармана моряка. Так что те, кого злит наше желание иметь налоговые льготы, пусть успокоятся: дорогостоящий обмен морских документов каждые пять лет, медкомиссия раз в год – это и есть косвенные налоги, которые платят моряки. Мы еще и за медобслуживание платим в Больничную кассу в полном объеме, хотя не бываем на берегу по полгода и больше», - включается в разговор коллега Евгения Владимир.

По словам руководителя отдела подготовки и дипломирования моряков Морской администрации Литвы Витаутаса Браслаускаса, проект новых правил дипломирования уже готов, но будет ли с ним ознакомлен хотя бы Союз моряков Литвы, как того требует положение о трехстороннем партнерстве Кодекса о труде, неизвестно. «В нашей компетенции только подготовка проекта правил. Будет ли он представлен морскому профсоюзу и размещен в Интернете – это решает Министерство сообщений», - сказал В.Браслаускас.

Как сообщил заместитель директора Морской администрации Литвы Робертинас Тарасявичюс, новые правила дипломирования моряков будут утверждены лишь после того, как Сейм примет новый закон о судоходстве. На весенней сессии Сейма его рассмотрение было отложено, поскольку некоторые положения этого законопроекта противоречили другим действующим законам страны. Жалобы моряков на плохое качество новых сертификатов переданы в Минсообщений. 

Для властей – пасынки

Возвращаясь домой в Литву после длительных рейсов, моряки испытывают бесправие и полное равнодушие к своим проблемам со стороны государства. Единственная инстанция, которая оживляется при их появлении, - это Государственная налоговая инспекция.

«Вернулся домой – на столе повестка из налоговой инспекции. Опять им что-то непонятно, хотя я подал декларацию как положено, представил все документы о том, что работаю в швейцарской компании, судно зарегистрировано в стране ЕС. Но их, оказывается, смутило то, что судно работает в водах Египта. Ну и что с того, спрашиваю, если по закону освобождение от уплаты налога зависит от регистрации судна? Вроде бы убедил, но через какое-то время получаю повестку уже из Вильнюса. И так они меня дергают весь год», - рассказывает о своих нескончаемых мытарствах капитан Евгений С.

У старшего механика Игоря К. ситуация еще смешнее, хотя ему было не до смеха. Работает в немецкой компании под немецким флагом, принес в налоговую все справки. Но инспектор, полистав его мореходную книжку, узрела в ней запись и печать китайского порта. В категоричной манере потребовала заплатить 15% с дохода. Еле доказал ей, что в китайском порту он просто менялся. Побежала куда-то, долго с кем-то консультировалась, пока не убедилась в своей неправоте. Как говорят моряки, вызов в налоговую – это лотерея, смотря к какому инспектору попадешь. Было даже так, что у одного моряка все прошло гладко, а коллегу с того же судна инспектор за соседним столом пыталась заставить заплатить налог.

«Чиновники для нас или мы для чиновников? Приходишь в Морскую администрацию – будь тише воды, ниже травы. Попытался высказать претензию по поводу низкого качества сертификатов – спокойно, вежливо, устроили форменный скандал и меня же объявили скандалистом. То же самое при прохождении медкомиссии, при сдаче аттестации: не смей возражать, иначе «зарубят» выход в море. Вступил два года назад в Союз моряков Литвы, рассчитывая хоть на какую-то защиту своих прав. Исправно плачу взносы, причем немаленькие с капитанской зарплаты. Толку от профсоюза никакого. Что он реально может, чем занимается – мне непонятно», - подытожил Евгений.

Работающие на литовском флоте моряки могут хотя бы рассчитывать на пенсионное обеспечение в будущем. Но какие пенсии они получат – крошечные, потому что судовладельцы платят за них взносы в «Содру» только с части зарплаты в литах, а так называемые командировочные в валюте взносом соцстраха не облагаются. Понятно, что судавладельцам это выгодно, а о моряках никто не думает.

Компания «Новиконтас» с 2005 года платит за своих моряков в «Содру» в полном объеме – 31% от их зарплаты, из нее же с 2009 года отчисляется еще 9%. Заработки у моряков, работающих от «Новиконтаса» на рыболовных судах Голландии, Бельгии, Англии, Германии, немаленькие, соответственно и взносы большие. Но что с того, если в Литве существует потолок и на размер пенсий, и на оплату бюллетеней по болезни.

«Проболев 4 месяца, один наш моряк получил по бюллетеню 11161 лт при среднемесячной зарплате 8 тысяч евро, потому что за 1-7 дни болезни «Содра» выплачивает 40%, с 8-го дня – 80%, а при несчастном случае существует потолок выплаты в размере четырехкратного установленного в Литве среднемесячного дохода. Голландский судовладелец никак не может взять в толк, почему при таких высоких взносах моряк в Литве получает по бюллетеню или инвалидности крохи, тогда как голландский моряк при зарплате 10 тыс. евро получает от тамошнего соцстраха 8 тысяч евро. И справедливо рассуждает, что если в Литве существует потолок на пенсии, то должен существовать и потолок на взносы. Моряки нам прямо говорят: не отдавайте наши деньги в «Содру», отдайте нам в руки. К примеру, при средней зарплате 5 тыс. евро на взносы «Содре» уходит 2 тыс., в год – примерно 16 тыс. евро, учитывая время между рейсами. Если бы моряк положил эти деньги в банк, то даже без процентов через десяток лет у него на счету скопилась бы внушительная сумма, причем в евро. Есть и еще один вариант, который обсуждался с голландскими судовладельцами: платить взносы соцстраха в странах регистрации судна. Вместе с ними мы встречались с руководством Клайпедского отделения «Содры», пытаясь убедить их, что Литве выгоднее получать наши взносы и обеспечивать моряков высоким социальным пакетом, чем вообще лишиться этих поступлений. Нам сказали, что все решается на уровне правительства, поэтому вопрос со взносами моряков мы оставили открытым», - рассказал еще об одной важной проблеме директор постинговой компании по трудоустройству моряков «Новиконтас» Дмитрий Витинович.

Моряки Литвы, работающие на судах под удобными флагами, вообще не обеспечены никакими социальными гарантиями ни со стороны государства, ни со стороны работодателей-судовладельцев. Желая в будущем получать пенсию, они сами должны платить взносы в «Содру», а полученную за полгода зарплату делить пополам, потому что полгода отпуска на берегу им никто не оплачивает. При таком положении дел требование государства платить 15% с дохода кажется им вопиющей несправедливостью.

По словам Евгения, многие его коллеги-моряки, кому надоело это бесправие, или уже уехали вместе с семьями из Литвы в Испанию, в Португалию, или подыскивают подходящую страну. «Один мой коллега-капитан получил вид на жительство в Англии. Командует ну очень солидным теплоходом. Налог платит, конечно, изрядный, но и получает – «вам и не снилось». Другой работает лоцманом на холодной реке Хамбер. Уже и пенсию зароботал, как у меня, только не в месяц, а в неделю, и не в литах, а в фунтах. Не пропадет! А здесь – пропал бы. Все они люди высшей морской  квалификации. Какие же деньжищи теряет страна на этих «бегствах», подумать страшно», - размышляет капитан Станислав Р.

На фоне массовой эмиграции отток моряков, может, пока и незаметен. Но если учесть, что их всего-то 5-6 тысяч на всю Литву, эта тенденция должна насторожить власти, если они считают наше государство морским. Без моряков морского государства не бывает.
 


http://www.kurier.lt/?r=4&a=6791

О сайте

Информационный сайт для моряков и крюинговых компаний. Работа и вакансии в море.