Новости

Профсоюз моряков добился отсрочки введения нового положения о дипломировании экипажей

В распоряжение Российского профессионального союза моряков поступило официальное письмо по проекту приказа Министерства транспорта РФ «Об утверждении положения о дипломировании членов экипажей морских судов» за подписью директора Департамента государственной политики в области морского и речного транспорта К.Г. Пальникова. Текст письма мы приводим полностью: 

Министерство транспорта Российской Федерации просит довести до сведения моряков официальную информацию по проекту приказа Минтранса России «Об утверждении положения о дипломировании членов экипажей морских судов» (далее - проект Положения). 
При разработке проекта Положения Минтранс России учитывал, что современные морские суда оснащены новейшими навигационными системами, электронной картографией, спутниковой навигацией, системой интегрированных мостиков, интегрированной системой судовождения, в которых береговые средства навигационного оборудования информационно интегрируются с судовыми системами, создавая единое информационно – управленческое пространство, новейшими средствами связи и высоким уровнем автоматизации в машинных отделениях. Поэтому должности старшего командного состава морских судов на уровне «управление» (капитанов, старших помощников капитанов, старших механиков, вторых механиков и старших электромехаников) должны занимать специалисты с высшим морским специальным образованием, способные грамотно эксплуатировать высокоавтоматизированные морские суда.
Внесение требований к уровню образования членов экипажей морских судов продиктовано тем, что на Дипломатической конференции Сторон Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты (ПДНВ-78) состоявшейся в г. Манила (Филиппины) в 2010 г. были приняты значительные поправки к ПДНВ-78 и Кодексу по подготовке и дипломированию моряков и несению вахты, которые ужесточили требования к теоретической подготовке и одобренному стажу плавания членов экипажей морских судов.
В Конвенции ПДНВ-78 для лиц командного состава уровня управления введены новые компетенции, знания и умения, предусматривающие различные виды подготовки, вызванные внедрением на современных судах новых технологий и сложного современного оборудования.
Проектом Положения предусмотрено, что до 1 января 2015 года допускается взамен документа о высшем профессиональном образовании, предусмотренного Положением, предъявлять документ о среднем профессиональном образовании по соответствующей специальности.
В дальнейшем, требование о наличии высшего профессионального образования для получения дипломов капитанов, старших помощников капитанов, старших механиков, вторых механиков и старших электромехаников будет действовать только при первоначальной выдаче указанных дипломов. Лица со средним профессиональным образованием, имеющие в настоящее время действующие рабочие дипломы капитанов, старших помощников капитанов, старших механиков, вторых механиков и старших электромехаников, как и получившие их до 1 января 2015 г. смогут продлевать дипломы без предъявления документа о высшем профессиональном образовании.
В проекте Положения для выпускников средних морских учебных заведений, предусмотрена возможность для работы на судах в дальнем плавании в должностях вахтенных помощников капитана, вахтенных механиков, электромехаников, рефмехаников второй и третьей категории и радиоэлектроников второго класса на морских судах без ограничений по тоннажу и мощности главной двигательной установки и старших и вторых механиков на судах с мощностью главной двигательной установки до 3000 кВт, а также занятие должностей комсостава в прибрежном плавании без ограничений, вплоть до капитана и старшего механика.
Проект Положения размещен на официальном сайте Минтранса России http://www.mintrans.ru/.

Директор Департамента государственной политики в области морского и речного транспорта 
К.Г. Пальников 

Прокомментировать это письмо мы попросили председателя Балтийской территориальной организации РПСМ Александра Бодню:
– Это письмо как лакмусовая бумажка сущности современного чиновника. Мы в очередной раз убеждаемся, что власть имущие живут в собственном мире, далеком от реальности. Господин К. Пальников, который не понаслышке должен знать о том, что представляет из себя профессия моряка, и как сегодня выглядят суда торгового флота, к сожалению, не слышит голос моряков, судовладельцев и представителей круинговых компаний, профсоюза, учебных заведений. Чиновник взял на себя непосильную ношу – решать, каким должен быть современный моряк. Для этого есть образовательные учреждения и судовладельцы. И именно последние решают, кто в конечном итоге будет управлять их судами. Это могут быть как специалисты с высшим образованием, так и профессионалы своего дела со средним морским образованием. В любом случае и тех и других работодатель может отправить на курсы, чтобы подготовить моряка для работы на конкретном суперсовременном и не очень теплоходе. И наличие диплома об окончании ВУЗа здесь не играет никакой роли. Тем более, когда каждому человеку известно, что диплом о высшем образовании – не показатель подготовки. Только личный опыт и постоянная практика могут сделать из человека настоящего профессионала. 
Лично меня удивляет официальная позиция Минтранса. Из этого письма видно, насколько чиновники далеки от народа. К. Пальников говорит о «современных морских судах, оснащенных новейшими навигационными системами и т.п.», а давно ли господин из Минтранса последний раз посещал хоть какой-нибудь российский порт. Складывается ощущение, что очень давно. Например, в порту Санкт-Петербург днем с огнем не найдешь высокоавтоматизированного судна: ошвартовываются самые обыкновенные теплоходы и их тысячи, где нет суперсовременного оборудования. Эти суда прослужат еще лет двадцать. Разве управление такими теплоходами можно доверить только специалисту с высшим образованием? По-моему нет: с такой работой всегда справлялись и будут справляться люди, имеющие среднее морское образование, однако им Минтранс пытается перекрыть кислород.
Что касается указания чиновника на Манильские поправки, то это просто смешно. В них нигде не говорится, что моряк обязан иметь диплом об окончании ВУЗа. Да, члены экипажи должны быть хорошо подготовлены по теоретической и практическим частям, но разве наличие высшего образования является гарантией, что моряк способен управлять судном и не допустит роковой ошибки? Конечно, нет. 
В заключение могу сказать, что если Минтранс так обеспокоен тем, кому доверить управление судном, то начать нужно, прежде всего, с реорганизации системы образования. В нашей стране полностью отсутствует система подготовки рядового состава. Вот с чего бы надо начать! У нас полностью отсутствует доступное заочное или дистанционное обучение в высших мореходках. Это тоже нельзя упускать из виду. Было бы честно, если бы в проект Положения внесли всего три слова: «специального морского образования» и поставили бы точку, как это сделали практически во всех цивилизованных странах. Тем самым чиновники перестали бы выставлять Россию на посмешище! 
Хочу напомнить всем представителям Минтранса, что россияне входят в десятку самых востребованных моряков в мире. Наверное, их выбирают не просто так. Выбор судовладельцев в первую очередь продиктован отличной подготовкой и опытностью наших соотечественников.
 

http://www.sur.ru/news/?rubric=1&item=2511

О сайте

Информационный сайт для моряков и крюинговых компаний. Работа и вакансии в море.