Articles

Современные вызовы морского быта: Как обеспечить благополучие моряков в эпоху глобализации

Судоходство, несомненно, является одним из самых судьбоносных видов профессиональной деятельности, которые может сделать человек. Выбор обычно делается в юном и впечатлительном возрасте, чаще всего в подростковом, и зачастую человек поступает на судно с мыслью о том, что он увидит мир, построит прочную карьеру и будет получать за свои усилия достаточно хорошее вознаграждение - это сложный, полный приключений и удовлетворения выбор профессии.

Несмотря на это, придя в торговый флот, человек становится неотъемлемой частью системы, обеспечивающей коммерческую доставку товаров, энергии и сырья по всему миру, встраиваясь в шестеренки и винтики мировой цепи поставок. Способность судоходства обеспечивать экономичные и эффективные перевозки на большие расстояния ставит его в центр мировой экономики.

Как отмечает Международная палата судоходства, влияние судоходства на мировую торговлю и процветание, которое оно порождает, невозможно недооценить. Ежегодно на судах перевозится около 12 млрд. тонн грузов. По состоянию на 2019 год общая стоимость годового объема мировой судоходной торговли достигла более 14 трлн. долл. Ежегодно судоходная отрасль перевозит около 2 млрд т сырой нефти, 1 млрд т железной руды (сырья для производства стали) и 350 млн т зерна.

Итак, вернемся к нашему моряку, сделавшему выбор в пользу этой важной профессии, - где же он оказался? Несмотря на то, что теперь они являются неотъемлемой частью мировой цепочки поставок,  их опыт может оказаться не совсем таким, как они ожидали.

В реальном мире торгового судоходства существует огромное коммерческое давление. Ведь суда управляются как коммерческие единицы, задуманные коммерческими гигантами, которые хотят, чтобы работа была максимально оптимизирована и экономически эффективна - они хотят избавиться от всего "жира". Никакие задержки недопустимы, а время, проведенное в порту, необходимо только (и только) для того, чтобы судно выполнило свой коммерческий контракт и было готово к следующей погрузке и рейсу. Здесь очень мало места для ошибок, и последствия их совершения могут быть очень жестокими для моряка: он вполне может потерять работу, если судно задержалось из-за того, что он что-то упустил из виду.

На борту судна находится всего несколько человек - в лучшем случае 20 членов экипажа. Это представители разных возрастных групп, разных национальностей, с разными должностными обязанностями и званиями. Есть ли у кого-нибудь время, чтобы по-настоящему общаться друг с другом?

Кроме того, существует иерархия и дисциплина, присущие работе на судне. Традиционная структура рангов и зачастую неявная культура порицания приводят к тому, что моряки иногда считают, что лучше промолчать и плыть по течению, замкнуться в себе и не задавать лишних вопросов, поскольку это может выставить их в глупом и непрофессиональном свете.

Несмотря на мою критику, судоходство ни в коем случае не является неправильным выбором профессии. Оно учит молодых людей брать на себя ответственность и дает им возможность, как никакая другая профессия, познавать мир, работать с представителями разных культур и налаживать связи с незнакомыми людьми ради достижения общей цели - бесперебойного функционирования судна, а вместе с ним и мировой экономики и цепочек поставок. Уже через несколько месяцев после прихода на судно эти люди приобретают "умение делать дело" и востребованные навыки выполнения работы и адаптации к новой среде, которая, несмотря на трудности, увлекательна и полна приключений. Корабль никогда не останавливается, а моряк - это тот невидимый катализатор, без которого мировая торговля остановилась бы.

К сожалению, кризис Covid-19 нанес удар по моральному духу моряков. Неопределенность, связанная с тем, что моряки не могут зарегистрироваться на судах и покинуть их, нестабильная ситуация с ковидом, меняющиеся карантинные требования, несмотря на вакцинацию, плохое отношение к морякам со стороны многих портовых властей и государств, которые отказываются разрешать смену экипажей на своих судах, - все это усугубляет проблемы этих незаменимых "ключевых работников".

Узоры на будущее

Мы уже касались многих проблем, с которыми сталкиваются моряки в наши дни.

В 60-70-е годы прошлого века мореплавание сильно отличалось от сегодняшнего. Корабли были гораздо меньше, и на борту было больше членов экипажа. Рейсы обычно были более длительными, что позволяло членам экипажа общаться друг с другом и общаться в свободное от работы время.

В наши дни времени на общение между членами экипажа практически не остается, они становятся все более изолированными и замкнутыми друг от друга.

Исследование Йельского университета, проведенное в 2019 г., в котором приняли участие 1572 моряка, выявило потенциально опасный уровень депрессии, тревожности и риска самоубийств среди моряков. Предварительные результаты исследования показали, что в течение двух недель после заполнения анкеты 25% респондентов страдали от депрессии, 17% испытывали тревогу, а 20% задумывались о самоубийстве или членовредительстве.

Отчет "Индекс счастья моряков", спонсируемый компанией Standard Club, показывает поразительно схожие результаты в отчете за II квартал 2021 г., в котором уровень счастья снизился с 6,46 в I квартале до 5,99/10, что является резким и тревожным падением.

Это действительно тревожная статистика, а если учесть, что исследование Йельского университета было проведено в 2019 году, до пандемии, то можно предположить, что сегодня ситуация намного хуже, поскольку пандемия Ковида, безусловно, усугубила проблему.

Поэтому руководители крюингов обязаны признать растущий риск и сделать правильный акцент на благополучии моряков. В ответ на беспрецедентный кризис смены экипажей, вызванный пандемией Covid-19, в декабре 2020 года Standard Club вместе со всем судоходным сообществом подписал Нептуновскую декларацию о благополучии моряков и смене экипажей. Для ощутимого улучшения благосостояния моряков и смены экипажей Нептунская декларация предлагает следующие действия:

  • Признать моряков ключевыми работниками и предоставить им приоритетный доступ к вакцинам Covid-19.
  • Разработать и внедрить стандартные медицинские протоколы, основанные на передовом опыте.
  • Расширить сотрудничество между операторами судов и фрахтователями для облегчения смены экипажа.
  • Обеспечить авиасообщение между ключевыми морскими узлами для моряков.

Группа фрахтователей, представляющих как мокрое, так и сухогрузное судоходство, изложила ряд лучших практик, которые они использовали для воплощения в жизнь рекомендаций Нептунской декларации.

В 2020 году Международная морская организация должна была обратиться к правительствам с просьбой отнести моряков к категории ключевых работников, что позволит им согласовывать ограничения на поездки и ставить их в очередь на приоритетную вакцинацию.

Несмотря на Ковид, в век дешевой потребительской электроники экипаж, как правило, берет с собой на борт судна свои личные электронные гаджеты (планшеты, ноутбуки, смартфоны, игровые устройства). Эти гаджеты, используемые для развлечения и связи моряков с членами их семей, непреднамеренно приводят к тому, что они проводят больше времени в своих комнатах и вдали от остальных членов экипажа. Хотя такое поведение является отражением нашего времени, морякам следует не поддаваться искушению еще больше изолировать себя и по возможности стремиться к общению со своими коллегами. Люди - социальные животные, а не изолированные острова, и общение друг с другом, несомненно, поможет снять тревогу, депрессию и негатив, а также укрепить доверие, связь и товарищество, в которых моряки сегодня так нуждаются.

Руководителям крюингов необходимо подумать о том, как можно решить проблему изоляции экипажа. Возможно, стоит сосредоточиться на том, чтобы сделать общие помещения и зоны отдыха более привлекательными, с доступом в Интернет, физическими и электронными играми, которые помогут сплотить экипаж. Хотя на некоторых судах доступ в Интернет может показаться привилегией, было бы полезно рассмотреть возможность более широкого (но контролируемого) доступа в Интернет в местах общего пользования в качестве решения проблемы изоляции экипажа.

Обеспечение культурно-инклюзивной среды на борту - еще одна область, на которой следует сосредоточить внимание менеджеров крюинга для повышения уровня благополучия на борту. Явление, когда на судне работает смешанный по культурному составу экипаж, не является новым для судоходной отрасли, однако оно может легко привести к потенциальному недопониманию или проблемам с коммуникацией между ними. По данным исследования, проведенного Всемирным морским университетом, культурная сложность на судах стала предметом пристального внимания, поскольку все большее число аварий на море объясняется неэффективной коммуникацией и неправильной интерпретацией различных моделей поведения на многоязычных и многокультурных судах. Формирование культурной среды, развитие глобального мышления, совершенствование языковых навыков и поощрение понимания культурных различий - вот некоторые из идей, которые могут рассмотреть менеджеры крюингов, помогая обучать свой экипаж культурному разнообразию и инклюзивности.

Кроме того, моряков следует поощрять к высказыванию своего мнения и давать им возможность выражать его при общении с начальством. Это сделает любое морское приключение более безопасным, поскольку такие обсуждения будут способствовать улучшению коммуникации и формированию общей ментальной модели экипажа.

Наконец, я хочу сказать всем морякам, что вы не одиноки. Независимо от того, что вы чувствуете, никогда не делайте глупостей. Если вам нужно с кем-то поговорить, существует множество организаций поддержки, работающих круглосуточно и без выходных по международным "горячим линиям", куда вы можете обратиться. Сейчас, когда вы читаете эти строки, международные организации и правительства делают все возможное для того, чтобы вы могли работать и благополучно вернуться домой к своим близким.

 

 


seajobs.ru

Дата: 04-11-2023 19:49:00

О сайте

Информационный сайт для моряков и крюинговых компаний. Работа и вакансии в море.