Articles
- Home /
- Articles
Новые технологии в судоходстве: как они меняют профессию моряка
Введение
Судоходная отрасль переживает период стремительной технологической трансформации. Цифровизация, автоматизация и внедрение искусственного интеллекта радикально меняют не только облик судов, но и суть профессии моряка. В этой статье мы рассмотрим, какие технологические инновации уже внедряются в судоходстве и как они влияют на требования к компетенциям современных моряков.
Автономное судоходство и искусственный интеллект
Развитие автономных судов
Одним из самых революционных направлений развития морской отрасли является создание автономных судов. Такие компании, как Rolls-Royce Marine и японский судоходный гигант Nippon Yusen, в последние годы активно делятся планами по разработке и внедрению удаленных и автономных судов. Эти технологии позволяют судам самостоятельно анализировать навигационную обстановку и принимать решения с минимальным участием экипажа или вовсе без него.
Автономное судоходство стало одним из самых перспективных направлений использования искусственного интеллекта в морских технологиях. Такие суда способны самостоятельно анализировать обстановку и принимать решения. Это не только повышает эффективность и безопасность морских перевозок, но и значительно меняет роль экипажа на борту.
Важным шагом в развитии автономного судоходства стал успешный эксперимент с паромом "Folgefonn". В конце 2018 года 85-метровый паром успешно завершил испытания автоматической системы швартовки "Wärtsilä". Судно совершило три захода в порт, маневрировало в узких норвежских фьордах, подходило к причалу и швартовалось полностью без помощи экипажа.
Системы прогнозирующего позиционирования и навигации
Системы прогнозирующего позиционирования на основе искусственного интеллекта позволяют капитанам и командам на мостике заранее отслеживать и прогнозировать будущие позиции, движения и маневры своих судов, что значительно улучшает ситуационную осведомленность, процесс принятия решений и, в конечном итоге, безопасность судоходства.
Компания Transas разработала пакет программных решений A-Suite, в котором используются методы машинного обучения для исключения рисков возникновения ошибки в результате человеческого фактора при управлении судами на мостике, в операционных центрах управления флотом или центрах службы управления движением судов.
Цифровизация и интегрированные системы судна
Концепция "цифрового корабля"
«Цифровой корабль» стал одной из главных тем в отрасли в последние годы. Это не отдельное решение, а комплекс трендов цифровизации судоходной компании, включающий оптимизацию бизнес-процессов, планирование рейсов и обслуживание судов с помощью искусственного интеллекта и машинного обучения.
Системы мониторинга и диагностики оборудования
Современные суда оснащаются интегрированными системами автоматизации, которые предупреждают о неисправностях и выходе из строя судового оборудования. Эти системы собирают информацию о температуре, вибрациях, давлении, энергопотреблении, что позволяет перейти от календарного обслуживания судна к профилактическому с учетом предписаний интеллектуальной системы.
Как отмечают специалисты компании "СКФ Менеджмент Сервисиз", одной из целей цифровизации является обеспечение помощи экипажам морских судов через внедрение удаленной диагностики оборудования: двигателей, механизмов, насосов. Поскольку ресурсы экипажа на судах ограничены, эти компании стремятся перевести диагностику в береговые подразделения.
Системы контроля расхода топлива
Цифровые технологии позволяют точно отслеживать, сколько топлива было получено и какой идет расход по каждому дизель-генератору. Офис может в автоматическом режиме контролировать ситуацию, а компьютер подсказывает, когда можно снизить мощность, например, отключить дополнительный дизель-генератор в хорошую погоду. Это экономит топливо, уменьшает время работы механизмов и снижает затраты на их восстановление.
Альтернативные источники энергии и новые типы силовых установок
Гибридные силовые установки
Согласно докладу "Глобальные тенденции в области морских технологий 2030" (GMTT 2030), представленному Регистром Ллойда в сотрудничестве с Университетом Саутгемптона, гибридные силовые установки в конечном итоге вытеснят традиционные дизельные двигатели. Это обусловлено необходимостью судоходной отрасли принимать меры по сокращению выбросов углекислого газа (CO2) и оксидов азота (NOx).
Новые виды альтернативного топлива
В судоходстве активно исследуются и тестируются различные альтернативные виды топлива:
Консорциум "Green Maritime Methanol" изучает стоимость и целесообразность установки на борту метаноловых топливных систем. Для исследования отобраны девять судов разных размеров - от 40 до 160 метров в длину, с тоннажем от 300 до 23 000 тонн.
Компания "Viking Cruises" работает над созданием первого круизного лайнера, работающего на жидком водороде. Судно длиной 230 метров сможет вместить 900 пассажиров и 500 членов экипажа.
Изменение требований к морякам в эпоху новых технологий
Новые компетенции и цифровые навыки
С внедрением новых технологий меняются требования к профессиональным компетенциям моряков. По данным исследований, судовладельцы проявляют все больший интерес к применению новейших технологий не только из-за потенциальной экономии энергопотребления, но и из-за снижения затрат, связанных с персоналом, его здоровьем и безопасностью, эксплуатацией судна.
Специалисты прогнозируют, что в ближайшие десять лет благодаря частичной цифровизации станет возможным сокращение экипажей и облегчение работы персонала за счет дистанционной диагностики и устранения неисправностей электронных модулей, контроля за движением судов.
Однако человеческий фактор по-прежнему играет ключевую роль в судоходстве. Применение искусственного интеллекта повышает эффективность систем, с которыми происходит интеграция. Однако, чтобы эффективно раскрыть потенциал новых технологий, следует учесть переходный этап в интеграции ИИ как с традиционными информационными системами, так и с существующими кадровыми ресурсами.
Психологическая подготовка экипажей
В современных условиях возрастает значение психологической подготовки моряков. Система специальной психологической подготовки должна охватывать все этапы карьеры моряка.
В последнее десятилетие значительно изменилось понимание роли человеческого фактора в профессиональной деятельности моряков: резко усилился интерес к изучению потребностей современного судового специалиста как профессионала, его ценностных представлений и социально-нормативных установок.
Международные требования к подготовке членов экипажа
Международная морская организация (ИМО) постоянно обновляет требования к компетенциям моряков. Одной из важнейших международных конвенций является Конвенция по подготовке и дипломированию моряков и несению вахты (ПДНВ), которая впервые установила приемлемые для международного сообщества минимальные требования к членам экипажей.
В рамках ИМО ведется работа по совершенствованию положений по подготовке членов экипажей в различных областях, включая цифровые технологии и экологические аспекты судоходства.
Телемедицина и дистанционная помощь экипажам
Важным аспектом в заботе об экипаже становится телемедицина. Хотя она не может использоваться для полной диагностики при отсутствии врачей на борту, консультация на основе визуального медосмотра становится важным фактором безопасности. Моряки, обученные оказанию первой помощи, могут получать консультации врачей дистанционно, что особенно важно в отдаленных районах мирового океана.
Кибербезопасность в морском судоходстве
С ростом цифровизации возрастают и риски в области кибербезопасности. Вопрос кибербезопасности становится критически важным для судоходной отрасли. В современных условиях технически возможно перехватить контроль над навигационными системами судна, поскольку мостиковые системы могут вести судно автономно, управляя не только курсом, но и скоростью на маршруте.
Перспективы развития профессии моряка
Сокращение численности экипажей
По мере развития технологий некоторые суда могут остаться без экипажа уже в ближайшие годы. Автономные корабли обладают рядом преимуществ по сравнению с управляемыми людьми судами, особенно в плане повышения безопасности, поскольку несчастные случаи из-за человеческой ошибки слишком распространены и дорого обходятся.
Изменение функций членов экипажа
Президент группы Транзас Фрэнк Коулз отмечает, что технологии должны быть не самоцелью, а средством достижения цели. Компания использует искусственный интеллект, чтобы поднять роль человека в данном цикле на новый уровень. Это подразумевает не вытеснение человека, а изменение характера его работы, повышение роли в принятии стратегических решений.
Правовое регулирование новых технологий
Активное внедрение ИИ в судоходную сферу требует комплексного правового регулирования. Существующие нормы международного морского права не в полной мере учитывают специфику автономных судов, что порождает правовую неопределённость и риски возникновения инцидентов.
Заключение
Технологические инновации трансформируют судоходную отрасль на всех уровнях - от конструкции судов и типов энергетических установок до систем управления и навигации. Профессия моряка не исчезает, но кардинально меняется, требуя новых компетенций, постоянного обновления знаний и адаптации к цифровой среде.
Моряки будущего - это специалисты, сочетающие традиционные морские навыки с глубоким пониманием цифровых технологий, способные работать в высокоавтоматизированной среде и принимать ответственные решения в сложных условиях. При этом особую ценность приобретают психологическая устойчивость, способность к постоянному обучению и адаптации к новым технологиям.
Судоходная отрасль движется в направлении большей экологичности, эффективности и безопасности, а технологические инновации становятся ключевым фактором этого движения. В этих условиях морякам предстоит не просто приспособиться к новым технологиям, но и активно участвовать в их внедрении и совершенствовании, находя оптимальный баланс между автоматизацией и человеческим контролем.
seajobs.ru
Дата: 06-04-2025 23:03:10
О сайте
Информационный сайт для моряков и крюинговых компаний. Работа и вакансии в море.