Статьи

Marco Polo – бывший Александр Пушкин, первый и последний из знаменитой серии «писателей»


Оператор: Orient Lines
Построен / Модернизирован: 1965/1993
Длина / Водоизмещение: 578 / 22,080
Кол-во кают / пассажиров: 425 / 800
Комсостав / Рядовые: скандинавы / международный
Зоны работы: Южная Америка, Антарктика, Тихий океан, Южная Африка и Средиземноморье
Tel / Fax: Tel 630 869310 / Fax 130 6216
По материалам TravelPage.com

Новая жизнь лайнера Александр Пушкин началась тогда, когда в поисках круизного лайнера, бывшего в употреблении, компания Orient Line, наконец, добралась до Министерства Морского Флота (далее – ММФ) СССР и там нашла искомое – лайнер Александр Пушкин из известной в морской среде серии лайнеров-«писателей».
Обратимся к истории пассажирского флота СССР. До войны это были, главным образом, остатки царского флота, а после войны самыми престижными, большими и комфортабельными лайнерами страны чуть было не победившего коммунизма стали дюжина отобранных у Германии больших лайнеров, вплоть до очень больших. Например, легенда Дальнего Востока, лайнер Советский Союз, был до отправки его на слом в 1981 году крупнейшим пассажирским судном в СССР. Однако флагманом считался лайнер Россия, бывший Patria компании Hapag. Его даже поставили на линию космических высот престижа – Одесса - Нью-Йорк, правда, ненадолго. В конце 40-х отношения с супостатом стали настолько холодными, что всякие такого рода извращения прикрыли, нечего там было делать нашим, и тем более у нас – ихним. Железный занавес отгородил нас от гнусного человечества, а моряков – от ужасов капиталистической действительности США.
Вся эта доставшаяся нам от Третьего Рейха роскошь перешла исключительно на каботаж, то есть, плавание в водах СССР, между исключительно нашими портами. Но к середине 50-х ситуация изменилась, как политическая, так и экономическая. Стране нужна была валюта, и кстати подтаявшие отношения с США позволили, наконец, руководству ММФ перейти от мечтаний о новых суперлайнерах к делу.

Лайнеры, не ставшие конкурентами Западу - т/х типа "Михали Калинин"

В 1956 году в ГДР заложили первый лайнер из самой большой в СССР серии пассажирских судов типа "Михаил Калинин". Всего их было построено 19. Но амбиции ММФ и СССР в целом, эти лайнеры устроить никак не могли. Маловаты по размерам, не те внешний и внутренний вид, в общем, западным плавучим дворцам эти плавказармы конкуренции не представляли. А нашему руководству виделось что-то такое этакое, от чего всякие там Куин Элизабет или Куин Мэри покраснели-бы от стыда и утонули, не мешая нам зарабатывать валюту, крайне необходимую для дальнейшего расцвета социалистической экономики.

Наш ответ Queen Mary и France - лайнер "Александр Пушкин", каким он был в советское время

И в той-же ГДР в 1965 году на первом судне новой серии, Александре Пушкине, ставшем последним уцелевшим, гордо вздернули красный флаг с серпом и кувалдой. Затем в строй вступили его собратья, лайнеры Иван Франко, Тарас Шевченко, Шота Руставели и Михаил Лермонтов.
Суда получились удачными. Красивый внешний вид – как писали наши советские СМИ, «..его общий архитектурный облик придает кораблю особую элегантность». Внутри сделали все, чтобы сразить наповал вьедливых иностранцев. Фонтан водрузили, обставив его фикусами, накрытый стеклянной крышей бар с пивом, ресторан на всю ширину судна, к которому прилагалось «мастерство невских кулинаров», и много чего еще, вплоть до судового ансамбля песен с плясками – само собой, бывшего исключительно самодеятельным. И самое обидное – иностранцы не онемели! То есть онемели, но от другого. Каюты третьего класса представляли из себя убогие каморки с койками в виде двухэтажных нар, без каких-либо излишеств с санузлами и тем более душевыми, и контраст между этими каютами и каютами первого класса валил буржуев наповал! Они, извращенцы, как-то уже привыкли к тому, что каюты третьего класса должны отличаться от тюремных камер не только отсутствием решеток. И успехи СССР в деле стирания классового неравенства, как их видели иностранцы на борту флагмана советского пассажирского флота, приводили их прямо-таки в дикий восторг. Любое западное судно, сконструированное внутри по таким лекалам, и месяца бы не продержалось, но в том и дело, что иностранцы воспринимали Пушкина и его собратьев, как экзотику, как возможность побывать за страшным занавесом. И даже мастерство кулинаров не отпугнуло. Не знаю, почему, но многочосленные отзывы иностранцев о путешествиях на борту советских лайнеров, имеющиеся в интернете, обязательно содержат замечания об отвратительнейшей кухне.
Тем не менее, Пушкин, встав на линию Ленинград – Монреаль, завоевал популярность. Время от времени лайнер бегал в круизные рейсы, также с иностранцами, и пожаловаться на отсутствие пассажиров не мог.
Сами по себе лайнеры получились удачными – есть такие суда, дома, автомобили – вот вроде рядом и роскошней, и удобней, ан нет, на этой развалюхе по особому уютно и комфортно. Привлекало и это, и, как писал выше, возможность хлебнуть экзотики и советского равенства. Кроме того, билеты были до смешного дешевыми (демпинговыми, если открытым текстом), и еще более дешевой была водка, каковая на борту лайнеров потреблялась в несопоставимых по сравнению с западными конкурентами количествах. Большинство пассажиров отмечали потрясающие дружелюбность и сердечность членов экипажа, и царивший – в основном в барах и ресторанах – дух товарищества между пассажирами и экипажем. Чему злодейка с экспортной наклейкой очень способствовала.
Александр Пушкин и Михаил Лермонтов ушли в Балтийское пароходство, остальные три достались Черноморскому, базировавшемуся в Одессе. Если Ивану Франко и Тарасу Шевченко там было самое место, то Шота Руставели явно нет, ему надо было числиться в Грузинском пароходстве.
В 80-х социалистическую экономику не могло уже спасти ничто, ни даже валютные чудеса наших королей океанов. Пушкина по ненадобности и невостребованности загнали на Дальний Восток, и когда в 1988 году глава Orient Lines г-н Херрод вышел на руководство ММФ с предложением Пушкина купить, его встретили шампанским и горячими обьятиями.
Западные специалисты пассажирского флота сочли мистера Херрода сумасшедшим, потому что без красных флага и экзотики лайнер можно было сделать конкурентноспособным, только предварительно вложив в него уйму денег. Что капиталист и судовладелец и сделал. Модернизация лайнера обошлась ему в порядка 20 миллионов долларов, и она стоила того. Достаточно сказать, что презрев фикусы с фонтаном, он нанял для переделки внутренних помещений бригаду всемирно известных декораторов, супружескую чету Майкла и Агни Казуракис, которые обессмертили себя дизайном суперлайнеров класса “Odyssey” компании Royal Cruise Line – а она в этих делах понимала побольше руководителей советского министерства. Эта парочка дизайнеров известна еще и тем, что неуспехов у нее пока еще не было. И бывший Александр Пушкин не стал исключением. Мистер-господин Херрод проявил хорошее чутье, сумев уловить дух лайнера и воскресив его в новом обличье.

.. и каким он стал благодаря Херроду и семейке Казуракис

Пушкин, а теперь Марко Поло, оказался (тьфу тьфу тьфу) самым счастливым из серии долгожителем. Он и сейчас пользуется популярностью, принося владельцам прибыль, а пассажирам – радость знакомства с обстановкой и духом «классического» лайнера 60-х. Тарас Шевченко и Шота Руставели закончили свой путь на страшных пляжах «Берега мертвецов», а двое других погибли. О деталях их гибели я мало что знаю, но это вопрос времени, обязательно напишу.
Привожу заметки и выдержки из своих материалов, в которых сообщается о печальном конце Тараса Шевченко и Шота Руставели:
«…Вот таким образом, и в таких условиях, находят свой конец многие и многие корабли и суда, некоторые из которых были в свое время гордостью страны, чей флаг они носили. Достаточно упомянуть наши, когдо-то очень известные, лайнеры «Федор Шаляпин» (на 25 октября 2004 года от него остались части машинного отделения и якорь), и полностью разобранный в октябре этого-же года «Шота Руставели» из знаменитой серии советских лайнеров, названных именами не-советских писателей и поэтов…»
«…Грустные вести из Украины – лайнер Тарас Шевечнко, построенный в 1965 году в серии знаменитых пассажирских лайнеров типа Иван Франко, идет на слом. Судно пытались было модернизировать и использовать для круизов в Антарктику, однако спрос был слишком мал, часть кают так и не модернизировали, и после того, как в Одессе с лайнера сняли оборудование и вообще все, что можно, он проследует к месту последней стоянки – «Берегу мертвецов», Аланг. Из легендарной этой серии, таким образом, остался в живых единственный лайнер – Александр Пушкин, а теперь Марко Поло, принадлежащий компании Orient Lines. 2 декабря»


М.Войтенко

http://www.odin.tc/articles/article.htm

О сайте

Информационный сайт для моряков и крюинговых компаний. Работа и вакансии в море.

Контакты