Статьи
- Главная страница /
- Статьи
Что ждет судоходную отрасль в 2023 году?
Высокий уровень инфляции и война на Украине оказали серьезное влияние на судоходную отрасль в 2022 году, которое сохранится и в 2023 году.
Пандемия "Ковид-19", а затем война на Украине оказали драматическое и продолжающееся воздействие на мировую судоходную отрасль. Рынок контейнеровозов достиг рекордных высот, обеспечив беспрецедентную доходность, но "бонанза" закончилась.
В то время как один сектор рушится, другие переживают бум. Рынок танкеров оживился благодаря тому, что война на Украине кардинально изменила глобальные торговые маршруты; в то же время перевозчики сжиженного природного газа (СПГ) являются самым горячим билетом в городе, поскольку европейские страны ищут пути обеспечения энергетической безопасности.
На рынке контейнеровозов вечеринка закончилась, но активность танкеров и СПГ растет быстрыми темпами
Перспективы рынка контейнеровозов
Со второй половины 2020 года на рынке контейнеровозов наблюдался период высоких ставок и прибыльности, однако с начала 2022 года ставки контейнерных перевозок начали снижаться. Неутешительные макроэкономические прогнозы и разгул инфляции оказали сильное влияние на потребительский спрос, снизив объемы торговли, в то время как ослабление загруженности портов привело к увеличению пропускной способности контейнерных перевозок. В то время как линейные компании отчаянно сокращали объемы перевозок и закрывали рейсы, этого оказалось недостаточно, чтобы предотвратить возвращение спотовых фрахтовых ставок к "нормальному" уровню.
Это радостная новость для бизнеса и потребителей, но компании, занимающиеся линейными перевозками, знают, что пик их прибылей уже давно остался в зеркале заднего вида. В начале 2022 года крупнейшие мировые игроки на рынке морских перевозок сообщили о рекордных прибылях, однако представители отрасли признают, что не ожидают повторения подобных показателей в течение всей своей жизни. Рынки приняли это к сведению. Стоимость корзины котирующихся на бирже операторов контейнеровозов к 2022 году снизится примерно вдвое.
Ставки фрахта контейнеровозов, не поддававшиеся гравитации в первой половине 2022 года, окончательно рухнули в третьем квартале. В середине года ремонт фидерного судна вместимостью 1700 TEU (20-футовый эквивалент единицы) стоил бы более 60 тыс. долл. в сутки, а сейчас его можно приобрести за четверть этой суммы.
Ближайшие перспективы выглядят мрачно, и, поскольку портфель заказов на суда значительно вырос, будет трудно избежать классического цикла судоходства с поставкой огромного количества мощностей на и без того мягкий рынок. Если не произойдет еще одного экстраординарного шока, контейнерному рынку придется задраивать люки.
Подъем на рынке танкеров
С другой стороны, после нескольких трудных лет рынок танкеров наконец-то оживился. Катализатором подъема рынка стало изменение структуры торговли в связи с санкциями в отношении российского экспорта, что привело к росту спроса на тонно-мили, а ряд новых дальнемагистральных маршрутов заменил более короткие.
Доходы крупных танкеров в настоящее время превышают 100 тыс. долл. в день, а ставки тайм-чартера достигли максимального уровня со времен скачка в начале 2020 года, вызванного хранением нефти. Однако, пожалуй, звездами шоу стали старые афрамаксы - 15-летние суда, стоимость которых в 2022 г. удвоилась, а также несколько замечательных краткосрочных сделок с активами. Наибольшим спросом пользуется тоннаж ледового класса, предназначенный для перевозки российской нефти.
Что касается танкеров-продуктовозов, то ставки тайм-чартера находятся на самом высоком уровне со времен бурного 2008 года, поскольку изменившиеся мировые торговые потоки поглощают предложение судов.
Для владельцев танкеров ситуация с портфелем заказов на танкеры выглядит весьма позитивно. Портфель заказов в процентном отношении к флоту находится на рекордно низком уровне, а верфи имеют большие заделы по строительству контейнеровозов и судов для перевозки СПГ, поэтому в ближайшие несколько лет практически не будет свободных причалов. При таком раскладе, если спрос не рухнет, нас ожидает многолетний подъем, и этот факт не остался незамеченным рынком. В 2022 году стоимость котирующихся на бирже компаний, владеющих танкерами для перевозки сырой нефти, удвоится, а танкеры для перевозки нефтепродуктов вырастут в четыре раза.
Энергетическая безопасность подталкивает рынок СПГ к рекордным показателям
Война на Украине вывело энергетическую безопасность на первый план. Европейские страны бросились искать альтернативные источники для замены российского газа. Германия подписала контракт на строительство шести плавучих регазификационных установок FSRU (floating storage regasification units), причем две установки - в Вильгельмсхафене и Любмине - должны быть введены в эксплуатацию к Рождеству.
Спотовые ставки на перевозку СПГ достигли астрономического уровня - почти 500 тыс. долл. в сутки, а ставки тайм-чартера превысили 200 тыс. долл. в сутки, что является рекордным показателем. Цены на новое строительство продолжают расти и уже достигли 250 млн. долл. за судно, но заказы продолжают поступать: в портфеле заказов уже более 300 судов.
В новую эпоху диверсификации энергоснабжения и роста самостоятельности судоходство на СПГ станет ключевым компонентом матрицы транспортировки энергоресурсов, если только береговая инфраструктура сможет поддерживать ее на должном уровне.
Таким образом, поскольку перспективы рынка контейнеровозов после периода рекордной доходности не радуют, настало время другим секторам выйти на первый план. Стремление к энергетической безопасности означает, что перевозки ископаемого топлива на танкерах и СПГ-газовозах возвращаются с новой силой.
https://www.investmentmonitor.ai/
Дата: 04-01-2023 22:16:38
О сайте
Информационный сайт для моряков и крюинговых компаний. Работа и вакансии в море.