Articles

Николай Барский: «Наши моряки пиратов не боятся, даже после истории с «Фаиной»

Почему затянулся процесс освобождения «Фаины» и насколько украинские моряки защищены от подобных инцидентов? На вопросы «Таймера» ответил председатель Федерации морских профсоюзов Украины Николай Барский.

«В случае с Фаиной замешано много политических вопросов»

«Таймер»: Как вы считаете, почему судно «Фаина» так долго не могли освободить?

Н.Б: Ситуация довольно запутанная. Учитывая то, какой груз оно перевозило, у него должно было быть сопровождение. Кроме того, почему-то американский корабль сопровождал «Фаину» уже после освобождения. Здесь замешано много политических вопросов.

«Таймер»: Какую помощь государство окажет пробывшим четыре месяца в плену заложникам «Фаины»?

Н.Б: Я думаю, что государство окажет помощь, выплатит компенсации. Но дело в том, что судно принадлежит частной компании, поэтому государство не отвечает за него. Судовладелец должен был позаботиться о лучшей безопасности груза, команды и судна.

«Таймер»:Сколько украинских моряков попали за последнее время в плен к пиратам?

Н.Б: За последние несколько лет количество захваченных суден в районе Сомали и пролива Босфор значительно выросло, где-то около 60. У нас был случай, когда на захваченном пиратами судне был только один украинец, но нам удалось помочь ему благополучно вернуться домой. Точную цифру я не назову. У нас больше всего моряков из Одессы и области в связи с развитой инфраструктурой, благодаря Одесскому и Ильичевскому морским торговым портам. Кроме того, много моряков из Севастополя, Крыма, Николаева, некоторых восточных областей Украины.

«У наших моряков нет страха перед пиратами»

«Таймер»: Были ли случаи, когда моряк отказывался от контракта, если узнавал, что судно будет проходить вблизи мест, где бесчинствуют пираты?

Н.Б: На моей памяти такого пока не было. Был один забавный случай: четверо наших ребят из Севастополя где-то в районе Африки попали в плен, у них всё отобрали. Но когда они возвратились домой, отдохнув пару месяцев, они вновь вышли в море. У наших моряков нет страха перед пиратами, потому что моряк – настоящая мужская профессия.

«Таймер»: Изменился ли в поледнее время возрастной ценз для моряков?

Н.Б:Раньше для рабочих судна (стюарты, матросы) средний возраст был 30 лет; помощник механика, старший механик, первый помощник капитана от 35 до 45, а капитаны от 45 до 50. За последнее время возрастной критерий немного отошёл в сторону и сейчас возраст моряков увеличился в среднем на 5 лет.

«Таймер»: Не наблюдается ли в Украине переизбытка моряков? Хватит ли им всем рабочих мест?

Н.Б: У нас будет ровно столько моряков, сколько нам необходимо. Больше их не будет, потому что в нашей стране не будут готовить больше специалистов, чем нужно. Украина занимает второе место, после таких стран как Индия и Филлипины по количеству моряков, которые работают на большие иностранные компании. В Европе морские профессии постепенно начинают терять свой престиж, люди хотят больше времени находиться на суше. Поэтому недостатка предложений у наших моряков нет. Изначально украинские моряки работали с греческими судами, сейчас мы работаем с большинством европейских стран: Дания, Франция, Голландия, Италия.

«Моряк-это призвание, но зарплата тоже важна»

«Таймер»: Как вы считаете, сейчас молодые люди выбирают эту профессию из-за материального благополучия или по призванию?

Н.Б: Я думаю, что 50% на 50%. С одной стороны, профессия моряка дает возможность стабильного заработка и достаточно прочного материального положения, чтобы мужчина мог обеспечить достойный уровень жизни себе и своей семье. С другой стороны, многие ребята идут в море ради приключений, некого адреналина. Но все же человек – это земное существо, поэтому человек тоже не может долгое время находиться в морском пространстве.

«Таймер»: Какими методами вы боретесь с недобросовестными судовладельцами?

Н.Б: Я сторонник спокойного и мягкого решения проблем. Чаще всего это деловая переписка, мы собираем все необходимые документы и добиваемся справедливости правовым путем. Однажды у нас был случай, когда нам пришлось прибегнуть к более серьезным действиям – три судна были арестованы.

«Таймер»: С какими трудностями столкнулись украинские моряки в период экономического спада? Изменились ли заработные платы?

Н.Б: Нельзя сказать, что кризис сильно повлиял на наших моряков. Земля на две трети состоит из воды, поэтому работы на судах и кораблях хватит всем. Количество работы не сильно изменилось, наши моряки также продолжают ходить в рейсы. Если брать цифру по старому курсу и сравнивать ее с новым, то в целом зарплаты остались на том же уровне.

«Таймер»:С какими просьбами и проблемами к вам чаще всего обращаются?

Н.Б: В последнее время стали часто обращаться, потому что морякам несколько задерживают выплату зарплат. Но я не думаю, что это связано с кризисом. Как правило, такое случается в небольших компаниях, которые не совершают дальних плаваний. Но чаще всего обращаются с просьбой помочь разобраться со страховыми выплатами. Это очень важный вопрос для моряка, ведь в случае получения травмы он может потерять трудоспособность.

Сейчас я как раз разбираю случай моряка из Севастополя, которому ампутировали большой палец на ноге. Дело в том, что компания предлагает ему выплату по страховке, но эта сумма намного меньше той, что была изначально указана в контракте. Теперь мы будем рассматривать договора и стараться добиться выплаты большей компенсации.

В прошлом году мы добились того, что морякам были выплачены компенсации на общую сумму один миллион долларов.

Беседовала Екатерина Семкова


http://timer.od.ua

О сайте

Информационный сайт для моряков и крюинговых компаний. Работа и вакансии в море.

Контакты