Articles

Международный трудовой кодекс моряков

Международная организация труда (International Labor Organization - ILO) (далее - МОТ) была создана после окончания Первой мировой войны как часть Лиги Наций. Образована в 1919 г. Штаб-квартира в Женеве. Объединяет 150 государств-членов. С 1946 г. МОТ - специализированное учреждение ООН. Основные задачи МОТ: улучшение условий труда во всех странах путем регламентации рабочего времени и установления заработной платы, обеспечивающей достаточные условия жизни; защита трудящихся от профессиональных заболеваний и несчастных случаев на производстве; охрана труда детей, подростков и женщин; установление пенсий по старости и инвалидности; признание прав трудящихся на объединение в профсоюзы; организация профессионального и технического обучения.

МОТ разрабатывает и принимает проекты конвенций по вопросам, входящим в сферу ее деятельности. После ратификации не менее чем двумя государствами конвенция вступает в силу и предусматривает выполнение обязательств подписавших ее государств. Рекомендации не требуют ратификации и являются предложениями, обращенными к государствам - членам МОТ, внести соответствующие положения в национальное законодательство.

Высший орган МОТ - Генеральная конференция, или Международная конференция труда (International Labor Conference), которая ежегодно в июне собирается в Женеве. Генеральная конференция обсуждает отчет за год, а также план работы на будущий год, бюджет и информацию по применению конвенций и рекомендаций МОТ. Одновременно Генеральная конференция принимает новые конвенции и рекомендации МОТ. В организационном плане Генеральная конференция состоит из национальных делегаций, каждая из которых включает в себя двух делегатов от правительства, по одному делегату от предпринимателей и работников, а также несколько экспертов и советников. Все делегаты, участвующие в работе Генеральной конференции, пользуются равными правами, в т.ч. правом участия в голосовании.

Административный Совет (Governing Body) - исполнительный орган МОТ, руководящий работой Международного бюро труда, различных комиссий и комитетов МОТ. Организационно-исполнительный орган МОТ состоит из 28 членов - представителей правительств; 14 членов - представителей предпринимателей и 14 членов - представителей работников, которые избираются сроком на три года на сессиях Генеральной конференции в трех раздельных избирательных коллегиях, состоящих из делегатов конференций от правительств, предпринимателей и работников. Избирательная коллегия правительств выбирает путем тайного голосования 18 членов Совета, а 10 мест в правительственной группе Совета замещаются без выборов представителями 10 наиболее развитых в промышленном отношении стран. Избирательные коллегии делегатов - предпринимателей и работников избирают каждая 14 членов Административного Совета, которые образуют в нем соответственно группы предпринимателей и работников. В избирательных коллегиях конференции выбираются также члены - заместители Административного Совета. Заседания Административного Совета МОТ проходят три-четыре раза в год. В функции Административного Совета входит определение повестки дня Генеральной конференции и других органов МОТ, назначение генерального директора Международного бюро труда, создание вспомогательных органов, комиссий, координирование деятельности МОТ с деятельностью других международных организаций.

Международное бюро труда (International Labor Office) - постоянно действующий секретариат МОТ, проводит обследования, готовит документы МОТ, собирает и распространяет информацию, оказывает помощь правительствам по их просьбе, руководит программами технического сотрудничества Международной организации труда. Рабочие языки - английский, испанский и французский. Штаб-квартира Международного бюро труда находится в Женеве. Кроме того, в различных странах, в т.ч. в России (Москва), функционируют региональные оперативные центры, а также отделения (корреспондентские бюро).

Трехсторонние совещания и/или подготовительные технические конференции МОТ относятся к числу непостоянных рабочих органов. Созываются МОТ периодически для подготовки конкретных предложений по различным трудовым вопросам для рассмотрения на Генеральной конференции.

Паритетная морская комиссия (Joint Maritime Commission. JMC) - постоянно действующий орган МОТ, созданный в 1963 г. по решению 153-й сессии Административного Совета МОТ. В сферу деятельности Паритетной морской комиссии входит:

- рассмотрение отдельных проблем и вопросов, представляющих практический интерес для моряков;

- рассмотрение проблем, по которым Генеральной конференцией МОТ уже приняты решения;

- рассмотрение проблем, которые еще не обсуждались на Генеральной конференции, но имеют непосредственное значение для моряков.

Паритетная морская комиссия созывается Генеральным директором Международного бюро труда по постановлению Административного Совета МОТ, когда в этом есть необходимость. Заседания Паритетной морской комиссии носят закрытый характер.

Адрес штаб-квартиры Международной организации труда:

International Labor Organization (ILO)

4 route des Morrilton’s

1211 Geneva 22, Switzerland

tell: (22) 7996111; telex: 415647; fax: (22) 7988685;

Internet: http:/www.ilo.org. 

  "Морские" Конвенции МОТ

 С момента основания МОТ принято более 182 конвенций и 190 рекомендаций, касающихся самых различных аспектов труда. Из них почти 25% посвящены проблемам условий, охраны труда и социальной защиты моряков. Помимо конвенций указанным вопросам посвящены более 17% от общего числа Рекомендаций МОТ, которые хотя и не имеют обязательной юридической силы, тем не менее оказывают большое влияние на формирование национального морского законодательства в области регулирования трудовых отношений. Нередко Рекомендации подготавливают почву для принятия соответствующих конвенций МОТ.

Взятые вместе, "морские" конвенции и рекомендации составляют так называемый Международный трудовой кодекс моряков. Последний не является кодексом в юридическом смысле этого термина, по сути, это неофициальный свод конвенций и рекомендаций МОТ, регулирующих труд моряков.

К наиболее важным "морским" конвенциям и рекомендациям можно отнести следующие (следует иметь в виду, что в данном случае в перечень не включены конвенции МОТ, которые не вступили в силу и в последующем пересматривались, а также касающиеся рыбаков и трудящихся, занятых на погрузке и разгрузке судов):

Конвенция МОТ N 7 "Об определении минимального возраста для допуска детей на работу в море" 1920 г. (см. Конвенцию N 147);

Конвенция МОТ N 8 "О пособиях по безработице в случае кораблекрушения" 1920 г. Россией не ратифицирована. Вступила в силу 16 марта 1923 г. В соответствии с Конвенцией во всех случаях утраты или гибели судна судовладелец или лицо, с которым моряки заключили договор о работе на данном судне, выплачивает каждому работавшему на нем моряку пособие по безработице, явившейся результатом такой утраты или гибели. Это пособие выплачивается за все дни, в течение которых моряк остается действительно безработным, в том же размере, как и заработная плата, причитавшаяся ему согласно договору, но общая сумма пособия может быть ограничена двухмесячной заработной платой. Для истребования таких пособий моряки пользуются такими же средствами, какими они пользуются для истребования недоплаченной заработной платы;

Конвенция МОТ N 9 "О трудоустройстве моряков" 1920 г. Россией не ратифицирована. Вступила в силу 23 ноября 1921 г. Устанавливает, что трудоустройство моряков не может являться предметом коммерческой деятельности, и национальное законодательство должно предусматривать наказание за такое нарушение. Каждый член МОТ, ратифицировавший Конвенцию, берет на себя обязательство организовать и поддерживать эффективную систему бесплатных государственных служб занятости для моряков.

Эта система может быть организована и должна содержаться:

а) либо представительными организациями судовладельцев и моряков, действующими совместно под контролем центрального органа власти;

б) либо в случае отсутствия такого рода совместной деятельности самим государством.

Руководство работой таких служб занятости должно возлагаться на лиц с практическим опытом работы на флоте.

В случаях одновременного существования различных видов служб занятости должны приниматься меры для координации их деятельности в общегосударственном плане.

В процессе трудоустройства морякам обеспечивается свободный выбор судна, а судовладельцам - свободный выбор членов экипажа.

Трудовые договоры моряков включают все необходимые гарантии для охраны прав всех заинтересованных сторон, причем морякам обеспечивается полная возможность ознакомления с данными договорами до и после их подписания;

Конвенция МОТ N 16 "Об обязательном медицинском освидетельствовании детей и подростков, занятых на борту судов" 1921 г. Россией ратифицирована, вступила в силу 20 ноября 1922 г. Согласно Конвенции использование труда ребенка или подростка моложе 18 лет на любом судне, кроме судов, на которых заняты лишь члены одной семьи, должно ставиться в зависимость от предоставления справки о медицинском освидетельствовании, подтверждающей его пригодность к такой работе. Указанная справка должна быть подписана уполномоченным на то врачом. Длительное использование труда ребенка или подростка на работе в море должно быть поставлено в зависимость от регулярного повторения не реже одного раза в год медицинского освидетельствования с выдачей соответствующей справки, подтверждающей пригодность к такой работе. Если срок действия справки о медицинском освидетельствовании истекает в плавании, то она остается в силе до конца плавания. В неотложных случаях компетентные власти могут разрешить использование на борту судна труда подростка моложе 18 лет без прохождения медицинского освидетельствования при условии, что оно будет произведено в первом же порту захода судна;

Конвенция МОТ N 22 "О трудовых договорах моряков" 1926 г. (см. Конвенцию N 147);

Конвенция МОТ N 53 "О свидетельствах о квалификации лиц командного состава торговых судов" 1936 г. (см. Конвенцию N 147);

Конвенция МОТ N 55 "Об обязательствах судовладельца в случае болезни, травмы или смерти моряков" 1936 г. (см. Конвенцию N 147);

Конвенция МОТ N 56 "О страховании моряков по болезни" 1936 г. (см. Конвенцию N 147);

Конвенция МОТ N 58 "О минимальном возрасте допуска детей к работе в море" 1936 г. (см. Конвенцию N 147);

Конвенция МОТ N 68 "О питании и столовом обслуживании экипажей на борту судна" 1946 г. (см. Конвенцию N 147);

Конвенция МОТ N 69 "О выдаче судовым поварам свидетельств о квалификации" 1946 г. Россией ратифицирована. Вступила в силу 22 апреля 1953 г.

Положения Конвенции применяются ко всем государственным или частным морским судам, занятым перевозкой грузов или пассажиров в коммерческих целях и зарегистрированным на территории, в отношении которой Конвенция имеет силу.

Национальное законодательство, а при отсутствии такового - коллективные договоры, заключенные между предпринимателями и трудящимися, определяют, в каких случаях суда или категории судов считаются морскими для целей Конвенции.

Согласно ст. 2 "судовым поваром" считается лицо, на обязанности которого лежит приготовление пищи для судового экипажа.

В соответствии со ст. 3 никто не может быть принят на службу в качестве повара на борту судна, подпадающего под действие Конвенции, без соответствующего свидетельства о квалификации.

Однако компетентный орган власти может допускать изъятия из вышеуказанного положения в случае наблюдаемого, по его мнению, недостатка в квалифицированных поварах.

Компетентный орган власти принимает меры по организации испытаний и выдаче свидетельств о квалификации.

Никто не может получить свидетельства о квалификации:

а) не достигнув установленного компетентным органом власти минимального возраста;

б) не пройдя установленного компетентным органом власти минимального срока морской службы;

с) не выдержав установленного компетентным органом власти экзамена.

Установленный экзамен включает практическое испытание, имеющее целью проверить умение кандидата готовить пищу; он также включает проверку умения оценивать питательность пищевых продуктов, составлять разнообразные и удачно скомбинированные меню и обрабатывать и содержать в сохранности на борту пищевые продукты.

Экзамены и выдача свидетельств о квалификации могут проводиться либо непосредственно компетентным органом власти, либо под его надзором, утвержденной для этой цели кулинарной школой или каким-либо другим заведением.

Компетентный орган власти может предусматривать признание свидетельств о квалификации, выданных в других государствах;

Конвенция МОТ N 71 "О пенсиях морякам" 1946 г. Россией не ратифицирована. Вступила в силу 10 октября 1962 г.

По условиям Конвенции термин "моряк" включает всякое лицо, занятое на борту или на обслуживании морского судна, иного, чем военный корабль, зарегистрированного на территории, на которой положения Конвенции имеют силу.

Каждый член МОТ, в отношении которого настоящая Конвенция имеет силу, в соответствии с национальным законодательством устанавливает или обеспечивает установление системы выплаты пенсии морякам при уходе в отставку со службы в море.

Эти правила могут предусматривать такие исключения, которые член МОТ может счесть необходимыми в отношении:

а) лиц, занятых на борту или на обслуживании:

I) судов, принадлежащих государственным органам власти, если такие суда не используются в коммерческих целях;

II) судов, не занятых перевозкой грузов и пассажиров в коммерческих целях;

III) рыболовных судов;

IV) судов, занятых тюленьим промыслом;

V) судов водоизмещением менее 200 брутто-регистровых тонн;

VI) таких деревянных судов примитивной постройки, как плоскодонки и джонки;

б) членов семьи судовладельца;

в) лоцмана, не входящего в состав экипажа;

г) лиц, состоящих на борту на службе не у судовладельца, а у другого предпринимателя, за исключением офицеров-радистов или радистов и лиц, занятых общим обслуживанием;

д) лиц, занятых в порту, которые обычно не заняты в море;

е) служащих государственных органов власти, которые имеют право на социальное обеспечение, в общем по меньшей мере равноценное обеспечению, предусмотренному в настоящей Конвенции;

ж) лиц, не получающих вознаграждения за свои услуги, или получающих лишь номинальный оклад или номинальную заработную плату, или получающих вознаграждение исключительно в виде доли прибыли;

з) лиц, работающих исключительно на свой собственный счет;

и) лиц, занятых на борту или на обслуживании китобойных судов, на плавучих заводах или на транспортных судах или занятых другим образом на китобойном промысле или других подобных промыслах в соответствии с условиями, предусматриваемыми положениями особого коллективного договора по китобойному промыслу или аналогичного соглашения, заключенного организацией моряков и определяющего ставки заработной платы, рабочее время и другие условия труда;

к) лиц, не проживающих на территории данного члена МОТ;

л) лиц, не являющихся гражданами данного члена МОТ.

Эта система должна удовлетворять одному из следующих условий:

а) пенсия, предусматриваемая данной системой:

I) выплачивается морякам, прослужившим установленный период в море, по достижении возраста 55 или 60 лет, как это может быть установлено данной системой; и

II) вместе с другой пенсией по социальному обеспечению, выплачиваемой пенсионеру одновременно, не может быть ниже суммы, подсчитанной из расчета за каждый год службы в море 1,5% того вознаграждения, на основе которого за него платились в данный год взносы, если система предусматривает пенсию по достижении возраста в 55 лет, и 2% такого вознаграждения, если система предусматривает пенсию в возрасте 60 лет; или

б) система предусматривает пенсии, для финансирования которых вместе с финансированием любой иной пенсии по социальному обеспечению, выплачиваемой пенсионеру одновременно, и любого пособия по социальному обеспечению, выплачиваемого иждивенцам (как они определены национальным законодательством) умерших пенсионеров, требуются поступления из всех источников, составляющих не менее 10% общего вознаграждения, на основе которого уплачиваются взносы, установленные системой.

Моряки в целом должны вносить не более половины расходов на пенсии, выплачиваемых по этой системе;

Конвенция МОТ N 73 "О медицинском освидетельствовании моряков" 1946 г. (см. Конвенцию N 147);

Конвенция МОТ N 74 "О выдаче матросам свидетельств о квалификации" 1946 г. Россией не ратифицирована. Вступила в силу 14 июля 1951 г.

Согласно Конвенции никто не может быть принят на какое-либо судно в качестве квалифицированного матроса, если он не считается в соответствии с законодательством страны компетентным для исполнения любой работы, требуемой от членов палубной команды, и если он не имеет свидетельства квалифицированного матроса.

Компетентный орган власти принимает необходимые меры по проведению испытаний и выдаче свидетельств о квалификации.

Никто не может получить свидетельства о квалификации:

а) не достигнув установленного компетентным органом власти минимального возраста;

б) не прослужив в море в качестве члена палубной команды в течение установленного компетентным органом власти минимального срока;

в) не сдав установленного компетентным органом власти квалификационного экзамена.

Минимальный возраст устанавливается не ниже 18 лет.

Минимальный срок службы на море устанавливается продолжительностью не менее 36 месяцев.

Компетентный орган власти может, однако:

а) допускать в применении к лицам со служебным стажем в море продолжительностью не менее 24 месяцев, успешно прошедшим курс профессионального обучения в официально признанных училищах, чтобы время, посвященное этому обучению, или часть его засчитывались в срок службы на море;

б) разрешать выдачу свидетельств квалифицированного матроса лицам, окончившим с хорошими отметками курс профессионального обучения на морских учебных судах и прослужившим на них 18 месяцев.

Установленный экзамен включает практическое испытание для проверки познаний кандидата в морском деле и его умения справляться со всеми обязанностями квалифицированного матроса, включая управление спасательной шлюпкой.

Компетентный орган власти может предусматривать официальное признание свидетельств о квалификации, выданных в других государствах;

Конвенция МОТ N 91 "Об оплачиваемых отпусках морякам" (пересмотрена в 1949 г.) Россией не ратифицирована.

Положения Конвенции применяются ко всякому морскому судну, снабженному механическим двигателем, независимо от того, является ли оно государственной или частной собственностью, занятому перевозкой грузов или пассажиров в коммерческих целях и зарегистрированному на территории, в отношении которой настоящая Конвенция имеет силу.

Национальное законодательство определяет, в каких случаях судно должно считаться морским.

Настоящая Конвенция не применяется:

а) к таким деревянным судам примитивной постройки, как плоскодонки или джонки;

б) к судам, используемым для рыбной ловли и для операций, непосредственно с ней связанных, или для добычи тюленя, или для других аналогичных промыслов;

в) к судам, плавающим в устьях рек.

Национальное законодательство или коллективные договоры могут предусматривать исключение из положений настоящей Конвенции для судов менее 200 брутто-регистровых тонн.

Конвенция применяется ко всем лицам, занятым на любой должности на борту судна, за исключением:

а) лоцмана, не входящего в состав экипажа;

б) врача, не входящего в состав экипажа;

в) санитарного персонала, занятого исключительно уходом за больными, и госпитального персонала, не входящего в состав экипажа;

г) лиц, работающих исключительно на свой собственный счет или получающих вознаграждение исключительно в виде доли прибыли или выручки;

д) лиц, не получающих вознаграждения за свои услуги или получивших лишь номинальный оклад или номинальную заработную плату;

е) лиц, состоящих на борту на службе не у судовладельца, а у другого предпринимателя, за исключением радистов-офицеров или служащих радиотелеграфных компаний;

ж) сопровождающих судно грузчиков, не входящих в состав экипажа;

з) лиц, занятых на китобойных судах, на плавучих заводах или занятых другим образом в целях китобойного промысла или других подобных целях в соответствии с условиями, предусматриваемыми положениями особого коллективного договора по китобойному промыслу или аналогичного соглашения, заключенного организацией моряков и определяющего заработную плату, продолжительность рабочего времени и другие условия труда;

и) лиц, занятых в порту, которые обычно не заняты работой в море.

Компетентные органы власти могут после консультации с заинтересованными организациями судовладельцев и моряков исключить из сферы действия настоящей Конвенции капитанов, старших офицеров и главных механиков, которые в силу национального законодательства или коллективных договоров пользуются такими условиями труда, которые являются не менее благоприятными в отношении ежегодного отпуска, чем те, которые определяются настоящей Конвенцией.

Согласно ст. 3 каждое лицо, к которому применяется Конвенция, имеет после 12 месяцев непрерывной работы право на ежегодный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого составляет:

а) для капитанов, офицеров и радистов - не менее 18 рабочих дней за каждый год работы;

б) для других членов команды - не менее 12 рабочих дней за каждый год работы.

Лицо, непрерывно проработавшее не менее шести месяцев, получает при уходе со службы право на отпуск в полтора рабочих дня за каждый целый месяц работы для капитана, офицера, радиста и на отпуск в один рабочий день для других членов команды.

Лицо, уволенное не по своей вине до истечения шести месяцев непрерывной работы, получает при оставлении этой службы право на отпуск в полтора рабочих дня за каждый целый месяц работы для капитана, офицера, радиста и на отпуск в один рабочий день для других членов команды.

В целях исчисления срока для получения отпуска:

а) выполнение работы, не предусмотренной при найме, включается в счет непрерывной работы;

б) краткие перерывы в работе, происшедшие не в результате действий или не по вине работающего по найму и не превышающие в общей сложности шести недель в любые 12 месяцев, не должны считаться нарушающими непрерывность предшествующих и последующих периодов работы;

в) непрерывность работы не считается нарушенной любыми изменениями в руководстве или владении судном или судами, на которых работало данное лицо.

Не включаются в ежегодный оплачиваемый отпуск:

а) праздники, установленные государством или обычаем;

б) перерывы в работе вследствие болезни или травмы.

Национальное законодательство или коллективные договоры могут предусматривать разделение на части ежегодного отпуска, причитающегося в силу настоящей Конвенции, или объединение такого отпуска, причитающегося за один год, с отпуском за последующий год.

Национальное законодательство или коллективные договоры могут, при исключительных обстоятельствах, вызываемых службой, предусмотреть денежное возмещение за ежегодный отпуск, причитающийся в силу настоящей Конвенции.

Когда наступает срок ежегодного отпуска, он предоставляется по обоюдному соглашению при первой же возможности, допускаемой требованиями службы.

Ни от кого нельзя потребовать без его согласия взять причитающийся ему ежегодный отпуск в порту, не находящемся на той территории, где он нанимался, или не на территории его страны. С учетом этого положения отпуск предоставляется в порту, определенном национальным законодательством или коллективным договором.

В соответствии со ст. 5 каждое лицо, уходящее в отпуск, получает за все время отпуска свое обычное вознаграждение.

Всякое оглашение об упразднении права на ежегодный оплачиваемый отпуск или об отказе от такого отпуска является недействительным.

Ничто в настоящей Конвенции не затрагивает какого-либо закона, судебного решения, обычая или соглашения между судовладельцами и моряками, обеспечивающих морякам условия, более благоприятные, чем те, которые предусматриваются положениями Конвенции;

Конвенция МОТ N 92 "О помещениях для экипажа на борту судна" 1949 г. (см. Конвенцию N 147);

Конвенция МОТ N 108 "О национальных удостоверениях личности моряков" 1958 г. Россией ратифицирована. Вступила в силу 19 февраля 1961 г.

Положения Конвенции применяются ко всякому моряку, занятому на любой должности на борту судна (за исключением военного судна), зарегистрированного на территории, на которой Конвенция имеет силу, и обычно используемого для морского плавания.

Каждый член МОТ, для которого Конвенция имеет силу, по заявлению любого из своих граждан, являющегося моряком, выдает ему удостоверение личности, соответствующее положениям Конвенции. Однако, если выдача таких документов особым категориям моряков данной страны является невозможной, может выдаваться паспорт, подтверждающий, что его владелец является моряком, и такой паспорт имеет такую же силу, как и удостоверение личности моряка.

Любой участник Конвенции может выдать удостоверение личности моряка любому другому моряку, обратившемуся за таким документом, который несет службу на борту судна, зарегистрированного на территории этого государства.

Удостоверение личности моряка хранится всегда у моряка.

Удостоверение личности моряка составляется в простой форме из прочного материала и таким образом, чтобы всякое его изменение можно было легко обнаружить.

В удостоверении личности моряка указывается фамилия и звание выдавшего его представителя власти, дата и место выдачи и пометка о том, что данный документ является удостоверением личности моряка в целях Конвенции.

Удостоверение личности моряка содержит следующие сведения о нем:

а) имя полностью (фамилия, имя и другие части имени, когда такие имеются);

б) дата и место рождения;

в) национальность;

г) приметы;

д) фотография;

е) подпись или, если владелец документа не может расписаться, отпечаток большого пальца.

Любое ограничение срока действия удостоверения личности моряка должно ясно указываться в нем.

Национальное законодательство может предписывать включение в удостоверение личности моряка дополнительных сведений.

Любой моряк, имеющий действительное удостоверение личности моряка, выданное компетентными властями территории, для которой Конвенция имеет силу, допускается к возвращению на эту территорию.

Моряк допускается к возвращению в течение периода по крайней мере в один год по истечении срока, указанного в этом документе.

Каждый участник Конвенции разрешает доступ на свою территорию моряка, имеющего действительное удостоверение личности моряка, если такой доступ на территорию требуется для временного отпуска на берег во время нахождения судна в порту.

Если в удостоверении личности моряка имеется место для соответствующих записей, каждый участник Конвенции также должен разрешать доступ на свою территорию моряка, имеющего действительное удостоверение личности моряка, если такой доступ на территорию требуется для следующих целей:

а) для явки на свое судно или перехода на другое судно;

б) для транзитного проезда в целях явки на свое судно в другой стране или в целях возвращения на родину;

в) любой другой цели, одобренной властями.

Каждый участник Конвенции, прежде чем разрешить допуск на территорию для одной из целей, определенных выше, может требовать удовлетворительных доказательств, включая документальные доказательства, от заинтересованного моряка, судовладельца или его представителя или от соответствующего консула, о намерении и о способности последнего выполнить это намерение. Участник Конвенции может также ограничить пребывание моряка на своей территории сроком, который считается разумным для данной цели.

Выполнение требований Конвенции N 108 обеспечивается в РФ введением двух документов - паспорта моряка и мореходной книжки.

Выдача паспорта моряка основана на положениях Конвенции N 108, Закона РФ "О порядке выезда из РФ и въезда в РФ" 1996 г. Введен следующими нормативными актами:

- Указ Президента РФ от 21 декабря 1996 г. N 1752 "Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина РФ за пределами РФ";

- Постановление Правительства РФ от 14 марта 1997 г. N 298 "Об утверждении образцов и описания бланков основных документов, удостоверяющих личность гражданина РФ за пределами РФ";

- Постановление Правительства РФ от 1 декабря 1997 г. N 1508 "Об утверждении Положения о паспорте моряка";

- Приказ Минтранса России и Минсельхозпрода России от 30 июня 1998 г. N 81/328 "Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о паспорте моряка".

Паспорт моряка обеспечивает выезд за пределы территории РФ гражданам, являющимся моряками, не имеющим временных ограничений на выезд из РФ.

Паспорт моряка выдается:

- членам экипажей судов, не являющимся профессиональными моряками (не окончившим морские учебные заведения) - обслуживающий персонал пассажирских судов, судовые врачи, члены экспедиций научно-исследовательских судов, члены ремонтных и гарантийных бригад промышленности и т.д.;

- во всех остальных случаях выхода граждан РФ на судне загранплавания в составе экипажа (члены гарантийных и ремонтных бригад, журналисты и т.д.);

- гражданам РФ, являющимся членами экипажей российских судов загранплавания или судов под иностранным флагом, в качестве документа, разрешающего выезд из РФ, и документа, применяемого в соответствии с положениями Конвенции N 108.

При выезде моряка по паспорту моряка или по общегражданскому паспорту и мореходной книжке, т.е. при выезде его в качестве моряка должна быть оформлена судовая роль или выписка из нее (по установленной форме), в которой подтверждаются цели выезда и пункт, куда следует моряк.

Судовая роль и записи о служебном положении моряка на судне заверяются государственным органом в области морского транспорта или рыболовства.

Судовая роль судна загранплавания, выходящего из российского порта, может быть заверена также судовладельцем.

При введении мореходной книжки действующие нормативные документы по паспорту моряка остаются без изменения.

В настоящее время паспорт моряка как документ, введенный в целях обеспечения положений Конвенции N 108, включен во все двусторонние межгосударственные договоры РФ по морскому судоходству (53 договора).

По мере истечения срока действия паспортов моряка, выданных ранее, профессиональные моряки, имеющие право на получение мореходной книжки, по своему желанию смогут получить в качестве документа, разрешающего выезд из РФ, общегражданский паспорт или паспорт моряка.

Паспорт моряка сочетает в себе функции национального удостоверения личности моряка и функции общегражданского загранпаспорта (свидетельствует об отсутствии у его владельца временных ограничений на выезд из РФ и разрешает выезд из РФ), поэтому имеет определенные преимущества в сравнении с российским общегражданским загранпаспортом:

- выдается на пять лет и может быть продлен на пять лет без дополнительного согласования с органами ФСБ и МЕД, в то время как загранпаспорт выдается на пять лет и продлению не подлежит;

- паспорт моряка предусматривает возможность для члена экипажа судна загранплавания брать с собой в рейс ребенка в возрасте 12 - 16 лет, вписанного в паспорт моряка.

В последние годы согласно Конвенции N 108 разрабатывалось введение мореходной книжки.

Выдается:

- российским гражданам, являющимся профессиональными моряками;

- иностранным гражданам и лицам без гражданства, работающим в качестве моряков на российских судах.

Мореходная книжка дает ее владельцу право на въезд в РФ, в том числе в течение года по истечении срока действия загранпаспорта.

Мореходная книжка не дает ее владельцу права на выезд за пределы РФ. Для выезда за пределы РФ на судне или иным видом транспорта гражданин РФ, имеющий мореходную книжку, должен иметь общегражданский загранпаспорт или паспорт моряка.

Лица, работающие на российских судах загранплавания, но не являющиеся гражданами России, выезд за пределы РФ осуществляют:

- граждане иностранных государств - по национальным документам;

- лица без гражданства - по документам, выданным по месту проживания в иностранном государстве.

В мореходную книжку заносится информация в соответствии со ст. 4 Конвенции МОТ N 108:

- текст, удостоверяющий, что мореходная книжка удостоверяет личность моряка в целях Конвенции N 108 1958 г. "О национальных удостоверениях личности моряков";

- фамилия, инициалы и должность выдавшего мореходную книжку представителя власти, дата и место выдачи;

- сведения о моряке в соответствии с п. 3 ст. 4 Конвенции.

В дополнение к данным о моряке, предусмотренным Конвенцией МОТ N 108, мореходная книжка должна иметь место для внесения следующей информации о моряке:

- служебное положение на судне, его наименование и наименование судовладельца;

- об окончании морских учебных заведений, курсов переподготовки и подготовки;

- об имеющихся у моряка рабочих дипломах, квалификационных свидетельствах и их подтверждения, сертификатов, подтверждающих соответствие уровня его подготовки и компетентности требованиям Конвенции ПДМНВ 78/95;

- о получении виз на выезд из иностранных государств при репатриации с судна (место для вклеивания виз);

- о трудовой деятельности моряка (с указанием должностей, наименований и основных характеристик судов и судовладельцев);

- сведения о состоянии здоровья и вакцинациях;

Конвенция МОТ N 133 "О помещениях для экипажа на борту судов (дополнительные требования)" 1970 г. Россией ратифицирована. Вступила в силу 27 августа 1991 г.

Положения Конвенции применяются ко всем государственным или частновладельческим морским судам, занятым перевозкой грузов или пассажиров в коммерческих целях или занятым для любой другой коммерческой деятельности.

Из сферы действия Конвенции исключены:

а) суда вместимостью менее 1000 т;

б) суда, передвигающиеся главным образом с помощью парусов, независимо от того, имеют ли они вспомогательный двигатель или нет;

в) суда, занятые рыболовным, китобойным или другим подобным промыслом;

г) суда на подводных крыльях и на воздушной подушке.

Требования, предъявляемые Конвенцией к помещениям для экипажа, следующие.

1. Приходящаяся на одного человека площадь кают, предназначенных для рядовых матросов, составляет не менее чем:

а) 3,75 кв. м (40,36 кв. фута) на судах в 1000 т или более, но менее 3000 т;

б) 4,25 кв. м (45,75 кв. фута) на судах в 3000 т или более, но менее 10000 т;

в) 4,75 кв. м (51,13 кв. фута) на судах в 10000 т или более.

2. Однако площадь на одного человека в каюте, предназначенной для двух рядовых матросов, составляет не менее чем:

а) 2,75 кв. м (29,60 кв. фута) на судах в 1000 т или более, но менее 3000 т;

б) 3,25 кв. м (34,98 кв. фута) на судах в 3000 т или более, но менее 10000 т;

в) 3,75 кв. м (40,36 кв. фута) на судах в 10000 т или более.

3. Кроме того, площадь кают, предназначенных для рядовых матросов на пассажирских судах, составляет не менее чем:

а) 2,35 кв. м (25,30 кв. фута) на одного человека на судах в 1000 т или более, но менее 3000 т;

б) на судах в 3000 т или более:

I) 3,75 кв. м (40,36 кв. фута) в одноместных каютах;

II) 6,00 кв. м (64,58 кв. фута) в двухместных каютах;

III) 9,00 кв. м (96,88 кв. фута) в трехместных каютах;

IV) 12,00 кв. м (129,17 кв. фута) в четырехместных каютах.

4. Рядовые матросы размещаются не более чем по два человека в каюте, за исключением пассажирских судов, где допускается размещение максимально четырех человек в каюте.

5. Младшие офицеры размещаются по одному или по два человека в каюте.

6. Площадь офицерских кают, в которых не имеется индивидуального салона или кабинета, составляет не менее 6,50 кв. м (69,96 кв. фута) на одного человека на судах менее 3000 т и не менее 7,50 кв. м (80,73 кв. фута) на судах в 3000 т и более.

7. На судах, кроме пассажирских судов, каждому совершеннолетнему члену экипажа предоставляется отдельная каюта, если исходя из размеров, предназначения и конструкции судна это целесообразно и возможно.

8. Там, где это возможно, на судах в 3000 т или более, старшему механику и старшему штурману помимо каюты предоставляется смежный с ней салон или кабинет.

9. Место, занимаемое койками, шкафами, выдвижными ящиками и сиденьями, включается в измерение площади кают. Участки площади небольших размеров или неправильной формы, которые существенно не увеличивают свободного для движения пространства и не могут быть использованы под мебель, в расчет не принимаются.

10. Минимальные внутренние размеры койки составляют: 198 см на 80 см (6 футов 6 дюймов на 2 фута 7,50 дюйма).

11. Площадь столовых для офицеров и рядовых матросов составляет не менее 1 кв. м (10,76 кв. фута) на одного человека, исходя из запланированного числа посадочных мест.

Столовые оборудуются столами и сиденьями установленного образца, подвижными или закрепленными, в количестве, достаточном для максимального числа членов экипажа, которые могут пользоваться ими одновременно.

В любое время, когда члены экипажа находятся на борту судна, в их распоряжение предоставляются:

а) холодильник, удобно расположенный и достаточной вместимости для числа лиц, пользующихся помещением столовой или помещениями столовых;

б) приспособления для приготовления горячих напитков;

в) приспособления для получения холодной воды.

Офицерам и рядовым матросам предоставляются удобно расположенные и соответствующим образом меблированные помещения для отдыха.

Если не имеется помещений для отдыха, отдельных от столовых, то последние планируются, меблируются и оборудуются таким образом, чтобы они могли служить для отдыха.

Мебель помещений для отдыха как минимум включает книжный шкаф и все необходимое для чтения и письма и при возможности для игр.

На судах в 8000 т и более оборудуется курительная комната или библиотека, в которой могут демонстрироваться фильмы или телевизионные передачи, а также помещение для занятий и игр в свободное время; следует рассматривать возможность создания плавательного бассейна.

При планировании помещений для отдыха компетентным органам власти следует рассматривать возможность оборудования буфета.

На судах в 5000 т или более, но менее 15000 т по крайней мере пять отдельных кают для офицеров имеют смежную с ними ванную комнату с уборной, ванной или душем и умывальником с горячей и холодной пресной водой; умывальник может быть расположен в каюте. Кроме того, на судах в 10000 т или более, но менее 15000 т каюты всех других офицеров имеют индивидуальные или сообщающиеся ванные комнаты с аналогичным оборудованием.

На судах в 15000 т или более отдельные каюты для офицеров оборудуются индивидуальной ванной комнатой с уборной, ванной или душем и умывальником с горячей и холодной пресной водой; умывальник может быть расположен в каюте.

На судах в 25000 т или более, кроме пассажирских судов, для каждых двух рядовых матросов предоставляется одна ванная комната, расположенная либо в сообщающемся помещении, находящемся между смежными каютами, либо напротив входа в такие каюты. Эта ванная комната оборудуется уборной, а также ванной или душем и умывальником с горячей и холодной пресной водой.

На всех судах, не пользующихся удобствами, предусмотренными в вышеизложенных положениях, оборудуются и удобно располагаются по крайней мере одна уборная и одна ванная или душ на каждые шесть человек или менее для офицеров и рядовых матросов. Если в состав экипажа входят женщины, то им предоставляются отдельные санитарные узлы.

На судах в 5000 тонн или более, кроме пассажирских судов, каждая офицерская или матросская каюта оборудуется умывальником с холодной и горячей пресной водой, за исключением тех случаев, когда такой умывальник находится в ванной комнате.

На всех судах обеспечивается оборудование для стирки, сушки и глаженья одежды для офицеров и рядовых матросов с учетом численности экипажа и нормальной продолжительности рейса. Это оборудование по возможности располагается вблизи от кают.

Это оборудование включает:

а) стиральные машины;

б) сушильные шкафы или должным образом обогреваемые и вентилируемые сушильные помещения;

в) утюги и гладильные доски или другое равнозначное оборудование.

На судах в 1600 т или более оборудуются:

а) отдельное помещение с уборной и умывальником с горячей и холодной пресной водой недалеко от ходового мостика, предназначенное специально для лиц, несущих на нем вахту;

б) уборная и умывальник с горячей и холодной пресной водой недалеко от машинного отделения, если таковых не имеется вблизи поста управления машинного отделения.

На судах в 1600 т или более, за исключением судов, на которых предоставляются индивидуальные каюты и индивидуальные или полуиндивидуальные ванные комнаты для всего состава машинной команды, оборудуются раздевальные, которые:

а) располагаются вне машинного отделения, но недалеко от него;

б) оборудуются индивидуальными шкафами для одежды и умывальниками, ваннами или душами с горячей и холодной пресной водой.

Минимальная высота во всех помещениях для экипажа, где необходима полная свобода передвижения, не может быть менее 198 см (6 футов 6 дюймов) при условии, что компетентные органы власти могут разрешать в определенных ограниченных пределах уменьшение высоты в любом помещении или в части любого помещения, когда они считают, что это оправданно и что такое уменьшение не приводит к неудобствам для экипажа.

Помещения для экипажа должны иметь надлежащее освещение.

При соблюдении таких особых мер, которые могут допускаться в отношении пассажирских судов, каюты и столовые освещаются естественным светом и обеспечиваются достаточным искусственным освещением.

На всех судах помещения для экипажа обеспечиваются электрическим освещением. Если не имеется двух независимых источников электричества для освещения, обеспечивается дополнительная система аварийного освещения с помощью ламп или осветительных приборов надлежащей конструкции.

В каютах устанавливаются электрические лампочки для чтения у изголовья каждой койки.

Соответствующие нормы естественного и искусственного освещения устанавливаются компетентными органами власти.

 Конвенция МОТ N 134 "О предупреждении производственных несчастных случаев среди моряков" 1970 г. (см. Конвенцию N 147).

Конвенция МОТ N 145 "О непрерывности занятости моряков" 1976 г. Россией не ратифицирована. Вступила в силу 3 мая 1979 г. Конвенция применяется к лицам, которые постоянно готовы работать в качестве моряков и которые зависят от своей работы в этом качестве как от источника своего основного ежегодного дохода.

В целях Конвенции термин "моряки" означает лиц, определенных как таковые национальным законодательством или практикой, или коллективными соглашениями, которые обычно работают по найму в качестве членов экипажа на борту морского судна, за исключением:

а) военного корабля;

б) судна, занятого рыболовством или непосредственно связанными с ним операциями, или китобойным промыслом, или аналогичными операциями.

В соответствии со ст. 2 Конвенции национальной политикой каждого участника является поощрение всех заинтересованных сторон в обеспечении, по мере возможности, непрерывной или регулярной занятостью квалифицированных моряков, при этом обеспечивая судовладельцев стабильной и компетентной рабочей силой.

Должны прилагаться все усилия с целью обеспечения морякам минимального периода занятости или как минимального дохода, так и денежного пособия, размер и характер которых зависят от экономического и социального положения данной страны.

Меры, направленные на достижение указанных целей, могут включать:

а) контракты или соглашения, предусматривающие непрерывную и регулярную занятость на предприятии, занимающемся морскими перевозками или состоящем в ассоциации судовладельцев; или

б) меры, направленные на регулирование занятости путем создания и ведения реестров или списков квалифицированных моряков по категориям.

Там, где непрерывность занятости моряков обеспечивается только путем создания и ведения реестров или списков, в них включаются все профессиональные категории моряков таким образом, как это определено национальным законодательством, или практикой, или коллективными соглашениями.

Моряки, внесенные в такой реестр и список, пользуются преимуществом при найме в качестве моряков.

От моряков, внесенных в такой реестр или список, требуется готовность приступить к работе таким образом, как это определено национальным законодательством, или практикой, или коллективным соглашением.

В той мере, насколько это предусматривается национальным законодательством или правилами, численность моряков в реестрах и списках периодически пересматривается с целью достижения уровней, соответствующих потребностям морского судоходства.

В случаях, когда сокращение в таком реестре или списке становится необходимым, принимаются все соответствующие меры с целью недопущения или сведения к минимуму отрицательных последствий для моряков, учитывая при этом экономическое и социальное положение заинтересованной страны.

Каждый участник Конвенции должен обеспечить, чтобы к морякам применялись соответствующие правила по безопасности и гигиене труда, благосостоянию и профессиональной подготовке.

Конвенция МОТ N 146 "О ежегодных оплачиваемых отпусках морякам" 1976 г. Россией не ратифицирована. Вступила в силу 13 июня 1979 г.

Конвенция применяется ко всем лицам, которые работают по найму в качестве моряков.

В целях Конвенции термин "моряк" означает лицо, которое работает по найму в любом качестве на борту морского судна, за исключением:

а) военного корабля;

б) судна, занятого рыболовством, или непосредственно связанными с ним операциями, или китобойным промыслом, или аналогичными операциями.

Согласно ст. 3 Конвенции каждый моряк имеет право на ежегодный оплачиваемый отпуск установленной минимальной продолжительности.

Отпуск в любом случае составляет не менее 30 календарных дней за один год работы. Моряк, продолжительность работы которого в течение любого года меньше той, которая необходима для приобретения права на полный отпуск, имеет право в отношении этого года на ежегодный оплачиваемый отпуск, пропорциональный продолжительности его работы в течение этого года.

"Год" означает календарный год или любой другой период такой же продолжительности.

Метод подсчета продолжительности периода работы с целью определения права на отпуск устанавливается компетентным органом власти или соответствующим органом в каждой стране.

В соответствии с условиями, определяемыми компетентным органом власти или соответствующим органом в каждой стране, выполнение работы, не предусмотренной при найме, засчитывается в стаж работы.

В соответствии с условиями, определяемыми компетентным органом власти или соответствующим органом в каждой стране, отсутствие на работе для прохождения утвержденных курсов профессиональной морской подготовки или по таким не зависящим от заинтересованного моряка причинам, как болезнь, несчастный случай или беременность и роды, засчитываются в стаж работы.

Нижеследующее не засчитывается при расчете минимального ежегодного оплачиваемого отпуска:

а) официальные и традиционные праздники, признанные как таковые в стране флага, независимо оттого, приходятся они на период ежегодного оплачиваемого отпуска или нет;

б) периоды нетрудоспособности в результате болезни, несчастного случая или беременности, в соответствии с условиями, определяемыми компетентным органом власти или соответствующим органом в каждой стране;

в) временный отпуск на берегу, предоставляемый моряку во время действия контракта;

г) компенсационный отпуск любого рода, в соответствии с условиями, определяемыми компетентным органом власти или соответствующим органом в каждой стране.

Каждый моряк, пользующийся ежегодным отпуском, получает за полный период этого отпуска, по крайней мере, свое обычное вознаграждение (включая наличные суммы, равные любой части этого вознаграждения, которая выдается натурой), начисляемое в соответствии с методом, определяемым компетентным органом власти или соответствующим органом в каждой стране.

Суммы, причитающиеся к выплате, выплачиваются заинтересованному моряку до отпуска, если иное не предусмотрено в национальном законодательстве или правилах, или в соглашении, касающемся его и предпринимателя.

Моряк, оставляющий службу или увольняемый со службы до того, как он воспользовался положенным ему ежегодным отпуском, получает за такой положенный ему отпуск соответствующее вознаграждение.

Разбивка ежегодного оплачиваемого отпуска на части или объединение такого ежегодного отпуска за один год с последующим периодом могут быть разрешены компетентным органом власти или соответствующим органом в каждой стране.

Если иное не предусмотрено в соглашении, касающемся предпринимателя и заинтересованного моряка, ежегодный оплачиваемый отпуск состоит из непрерывного периода.

В исключительных случаях компетентным органом власти или соответствующим органом в каждой стране может быть предусмотрена замена положенного ежегодного отпуска наличной выплатой в сумме, по крайней мере, равной причитающемуся вознаграждению.

Время, когда предоставляется отпуск, если он не устанавливается правилами, коллективным соглашением, арбитражным решением или иными способами, соответствующими национальной практике, определяется предпринимателем после консультации и, насколько возможно, по соглашению с заинтересованным моряком или его представителями.

Ни один моряк не обязан, без его согласия, брать положенный ему ежегодный отпуск в ином месте, чем любое, расположенное ближе к его дому место, где он поступил или был нанят на работу, если только положениями коллективного соглашения или национальным законодательством или правилами не предусматривается иное.

Если моряк вынужден брать свой ежегодный отпуск в месте ином, чем то, которое разрешается предыдущим положением, он имеет право на бесплатный проезд к тому месту, где он поступил или был нанят на работу, расположенному ближе к его дому, а командировочные и другие расходы, вызванные непосредственно его обратной поездкой, относятся к расходам за счет предпринимателя; время на проезд не вычитается из ежегодного оплачиваемого отпуска, положенного моряку.

Любое согласие на отказ от права на минимальный ежегодный оплачиваемый отпуск или от использования такого отпуска является недействительным.

Моряк, уходящий в ежегодный отпуск, отзывается только в случаях особой срочности и посредством соответствующего уведомления.

Конвенция МОТ N 147 "О минимальных нормах на торговых судах" 1976 г. Россией ратифицирована. Вступила в силу 28 ноября 1981 г. Занимает особое место среди конвенций МОТ, нередко ее называют "хартия моряков". Это обусловлено в первую очередь большим количеством включенных в нее норм, а во-вторых, предоставленным правом государствам-участникам инспектировать отечественные и иностранные суда и задерживать их при обнаружении несоответствия требованиям, предусмотренным Конвенцией.

Положения Конвенции применяются к любому морскому судну, находящемуся в государственном или частном владении, которое занято перевозкой грузов или пассажиров в коммерческих целях или используется для любых других коммерческих целей, а также к морским буксирам. Из сферы действия Конвенции исключаются:

а) суда, для которых парус является основным движителем независимо от того, оборудованы ли они вспомогательными двигателями;

б) суда, занятые в рыболовстве, китобойном промысле или подобной деятельности;

в) малотоннажные суда;

г) нефтяные установки и буровые платформы, когда они не используются в судоходстве.

Конвенция обязывает каждое государство, ратифицировавшее ее, иметь законодательство или правила, устанавливающие для зарегистрированных на ее территории судов условия труда и жизни для экипажа, которые бы соответствовали положениям конвенций, приведенных в приложении к Конвенции N 147. В указанном приложении приведено 15 конвенций, из которых Российской Федерацией ратифицировано 8, а именно: N 23 "О репатриации моряков", N 58 "О минимальном возрасте для работы в море"; N 73 "О медицинском освидетельствовании моряков"; N 87 "О свободе ассоциации и защите права на организацию"; N 92 "О помещениях для экипажей на борту судна" (пересмотренная); N 98 "О праве на организацию и ведение коллективных переговоров"; N 134 "О предупреждении несчастных случаев"; N 138 "О минимальном возрасте" (пересмотренная). Остальные конвенции Россией не ратифицированы.

Статья 2 Конвенции N 147 обязывает государства-участники осуществлять контроль за судами, зарегистрированными на их территории, а ст. 2 предусматривает контроль за судами, заходящими в их порты, при получении жалоб и доказательств того, что данное судно не соответствует нормам Конвенции. При этом информация об обнаруженных нарушениях направляется правительству страны, в которой судно зарегистрировано, а также Генеральному директору Международного бюро труда для принятия необходимых мер по улучшению условий на борту судна, которые явно угрожают безопасности и здоровью экипажа.

Совершенно очевидно, что, ратифицировав Конвенцию N 147, Российская Федерация, несмотря на положения ст. 2, все же взяла на себя определенные обязательства по выполнению требований и не ратифицированных ею Конвенций, приведенных в приложении к Конвенции N 147. Препятствия, связанные с ратификацией ждущих своего часа конвенций, носят, скорее, не юридический, а финансовый характер. Ратификация конвенций, связанных с финансовыми вложениями, напрямую связана с процессом укрепления экономики России. Таким образом, это лишь вопрос времени.

Основные положения конвенций, включенных в указанное приложение, следующие.

1. Конвенция МОТ N 138 "О минимальном возрасте для приема на работу" 1973 г. Россией ратифицирована. Вступила в силу 19 июня 1976 г. Устанавливает, что минимальный возраст, при котором допускается работа по найму, не должен быть ниже возраста окончания обязательного школьного образования и, во всяком случае, не должен быть ниже 15 лет. Исключение составляют государства - члены МОТ, чьи экономика и система образования недостаточно развиты. Они могут установить возраст 14 лет как минимальный.

Согласно ст. 3 Конвенции, если работа носит такой характер, что может нанести ущерб здоровью, безопасности или нравственности ребенка, то минимальный возраст не должен быть ниже 18 лет. Однако при условии, что здоровье, безопасность и нравственность подростков полностью защищены и они получили достаточное специальное обучение или профессиональную подготовку по соответствующей отрасли деятельности, допускается прием на работу с 16 лет.

2. Конвенция МОТ N 58 "О минимальном возрасте допуска детей к работе в море" 1936 г. Россией ратифицирована. Вступила в силу 11 апреля 1939 г., пересмотрена в 1973 г.

Устанавливает, что дети моложе 15 лет не могут быть наняты или работать на борту судов, кроме тех, на которых заняты члены только одной семьи. Национальное законодательство может снизить минимальный возраст до 14 лет с учетом здоровья и физического развития ребенка, если такая работа отвечает интересам ребенка. Указанные положения не распространяются на работу детей на учебных судах, при условии, что такая работа осуществляется с одобрения и под надзором государственного органа.

3. Конвенция МОТ N 7 "Об определении минимального возраста для допуска детей на работу в море" 1920 г. Россией не ратифицирована. Вступила в силу 27 сентября 1921 г., пересматривалась в 1936 г. Конвенцией N 58 и в 1973 г. Конвенцией N 138. Устанавливает, что дети моложе 14 лет не допускаются к работе на борту судов, кроме судов, на которых заняты только члены одной семьи. Указанное ограничение также не распространяется на учебные и тренировочные суда, при условии, что такая работа утверждена органом власти и осуществляется под его наблюдением.

4. Конвенция МОТ N 55 "Об обязательствах судовладельца в случае болезни, травмы или смерти моряков" 1936 г. Россией не ратифицирована. Вступила в силу 9 декабря 1949 г.

Обязательства судовладельца в соответствии с положениями Конвенции охватывают следующие виды риска:

а) болезни и травмы, происшедшие в период времени между датой начала работы, установленной в трудовом договоре, и датой истечения срока найма;

б) смерть, последовавшая в те же сроки, в результате болезни или травмы.

Однако национальное законодательство может предусматривать исключения:

а) в случае травмы, не связанной со службой на судне;

б) в случае травмы или болезни, причиненных умышленным действием, заведомой небрежностью или проступком заболевшего, получившего увечье, или умершего лица;

в) в случае болезни или физической неполноценности, намеренно скрытых в момент поступления на службу.

Судовладелец несет расходы по оказанию помощи вплоть до выздоровления больного или пострадавшего от травмы или до того момента, когда будет установлено, что болезнь или потеря нетрудоспособности вследствие травмы носят постоянный характер. Однако национальное законодательство может предусматривать, что оказание помощи за счет судовладельца может быть ограничено периодом времени не менее шестнадцати недель со дня причинившего травму несчастного случая или начала болезни.

Понятие "помощь" включает в себя медицинский уход и предоставление достаточных в качественном и количественном отношении медикаментов и других лечебных средств, питание и жилье.

В случае если болезнь или несчастный случай влекут за собой потерю трудоспособности, судовладелец уплачивает:

а) заработную плату в полном размере в течение всего времени пребывания больного или пострадавшего от травмы на борту;

б) в случае, если больной или пострадавший имеет иждивенцев, заработную плату в полном или частичном размере, согласно национальному законодательству, с момента списания на берег вплоть до выздоровления или до момента, когда будет установлено, что болезнь или потеря трудоспособности носят постоянный характер. Однако национальное законодательство может ограничить обязательства судовладельца по выплате заработной платы в полном или частичном размере списанному на берег лицу периодом времени не менее шестнадцати недель со дня причинившего травму несчастного случая или начала болезни.

Судовладелец также несет расходы по репатриации больного или получившего травму моряка, списанного с судна в результате болезни или несчастного случая.

Портом, в который подлежит возвращению больной или пострадавший в результате несчастного случая, является:

а) порт поступления на службу, или

б) порт отправления судна в рейс, или

в) любой порт страны, гражданином которой данное лицо является, или

г) любой другой порт, выбранный по взаимному соглашению между заинтересованным лицом и капитаном или судовладельцем с одобрения компетентного органа власти.

Расходы по репатриации включают все издержки по перевозке, жилью, питанию больного или пострадавшего за все время пребывания в пути, а также издержки по его содержанию вплоть до момента, назначенного для его отъезда.

Судовладелец несет расходы по похоронам в случае смерти на борту судна или в случае смерти на берегу, если умерший мог бы претендовать на оказание помощи за счет судовладельца.

5. Конвенция МОТ N 56 "О страховании моряков по болезни" 1936 г. Россией не ратифицирована. Вступила в силу 29 октября 1939 г. В соответствии с положениями Конвенции застрахованное лицо, потерявшее трудоспособность и лишенное своей заработной платы вследствие болезни, имеет право на денежное пособие по меньшей мере в течение первых 26 недель или 180 дней нетрудоспособности, считая включительно с первого дня выплаты пособия.

Право на пособие может быть обусловлено наличием стажа, дающего право на пособие, или истечением периода ожидания в несколько дней, считая со дня начала нетрудоспособности.

Денежное пособие, выдаваемое застрахованному лицу, ни в коем случае не может быть ниже, чем пособие, установленное общей системой обязательного страхования по болезни.

Выплата пособия может быть приостановлена:

а) на время пребывания застрахованного лица на борту или за границей;

б) на время, когда застрахованное лицо находится на содержании страхового учреждения или содержится за счет государственных фондов. Однако в таких случаях выплата пособия может быть приостановлена лишь частично, если у застрахованного лица есть семейные обязанности;

в) на время, когда в отношении той же болезни застрахованное лицо получает компенсацию из другого источника, на которую имеет право; однако в этом случае пособие удерживается полностью или частично только в той мере, в какой такая компенсация равна или ниже суммы пособия, причитающегося по условиям существующей системы страхования по болезни.

Размер денежного пособия может быть сокращен или отказано в его выплате, если болезнь вызвана преднамеренным правонарушением застрахованного лица.

6. Конвенция МОТ N 130 "О медицинской помощи и пособиях по болезни" 1969 г. Россией не ратифицирована. Вступила в силу 27 мая 1972 г.

Конвенция устанавливает, что государство-участник должно предоставить медицинскую помощь лечебного или профилактического характера следующим лицам:

а) либо всем работающим по найму, включая учеников, а также их женам и детям;

б) либо установленным категориям экономически активного населения, составляющим в общей сложности не менее 75% всего экономически активного населения, а также женам и детям вышеуказанных категорий;

в) либо установленным категориям жителей, составляющим в общей сложности не менее 75% всех жителей.

Медицинская помощь включает, по меньшей мере:

а) общую врачебную помощь, включая посещения на дому;

б) помощь, оказываемую специалистами стационарным или амбулаторным больным, и помощь специалистов, которая может оказываться вне больницы;

в) отпуск необходимых медикаментов по рецепту врача или другого квалифицированного специалиста;

г) госпитализацию в случае необходимости.

Согласно ст. 19 Конвенции государство, ратифицировавшее ее, должно выплачивать пособие по болезни следующим лицам:

а) либо всем работающим по найму, включая учеников;

б) либо установленным категориям экономически активного населения, составляющим в общей сложности не менее 75% всего экономически активного населения;

в) либо всем жителям, чьи средства к существованию в течение действия страхового случая не превышают установленных пределов.

Пособия по болезни выплачиваются в период всей продолжительности страхового случая, однако этот период может быть ограничен 52 неделями, а для государств, чьи экономика и система медицинского обслуживания не достигли достаточного развития, - 26 неделями.

Выплата пособий может быть приостановлена:

а) на все время отсутствия данного лица на территории государства;

б) на все время, пока данное лицо получает возмещение в связи с тем же страховым случаем от третьей стороны в пределах размера такого возмещения;

в) если данное лицо пыталось обманным путем с целью получить такое пособие;

г) если страховой случай вызван серьезным и умышленным правонарушением данного лица;

д) если данное лицо без уважительной причины пренебрегает медицинской помощью, а также услугами медицинского восстановления, предоставленными в его распоряжение, или не соблюдает правила, установленные для проверки наличия страхового случая, или правила поведения получателей пособий;

е) все время, пока данное лицо получает другое денежное пособие по социальному обеспечению, кроме семейного пособия, при условии, что


Конталев В.А., доктор технических наук, профессор Института морского права, академик АТР

Дата: 29-01-2011 13:05:49

О сайте

Информационный сайт для моряков и крюинговых компаний. Работа и вакансии в море.